Впечатление от импрессионизма. Клоде Моне
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
20 августа в кинокомплексе «Современник» в рамках театрального киносезона состоялся показ картины об одном из известнейших художников — Клоде Моне. Британский фильм-выставка знакомит зрителей с самим живописцем и его произведениями.



Новый формат знакомства


Необычный формат для знакомства с живописцем выбрал режиссер Фил Грабски. Портрет художника, который не только положил начало импрессионизму, но и стал одним из самых влиятельных живописцев XIX и XX в.в, представлен нам посредством его собственных слов, которые взяты из его личных записей, переписки с друзьями, коллегами и близкими.
Любимый во всем мире художник Клод Моне открывается поклонникам его творчества с новой стороны — страдающего от одиночества, депрессии, но нашедшего спасение в творчестве человека.



Откуда взялись страдания у человека искусства, которому доступно познать красоту, насладиться ею и передать это впечатление другим?

Еще в юности, живя в Гавре, Моне приобрел известность, благодаря своему таланту живописца, хотя всего лишь в качестве карикатуриста. После этого он был представлен художнику Эжену Будену, с которым сдружился и проникся восхищением к его манере делать наброски с натуры — быстрыми, смелыми мазками. Подобная техника в то время не была популярна, тогда предпочитали академический стиль в рисовании. Однако Клод так погрузился в созерцание природы и красоты ее естественных цветов, что ему уже было недостаточно просто любоваться ею, он хотел изображать ее, причем, не просто копируя увиденное на холст, а именно попытаться запечатлеть свое впечатление от увиденного, поделиться ощущениями.

С экрана зрители видят первые картины Клода Моне, слышать отрывки из его писем, в которых он восторгается открывшимся ему возможностям в творчестве. Однако вскоре тон писем значительно меняется. Моне едет за новыми знаниями в Париж, и там терпит крайнюю нужду. Пренебрегая советами родных, Клод не поступил обучаться, а проводил время в компании художников и был за это лишен родительского содержания. Но он, обладая бесспорным природным талантом живописца, не считал нужным тратить время на обучение и предпочел сразу же заняться творчеством.



Вскоре Моне женился, затем в семье появился ребенок, и положение стало отчаянным. Из писем, которые он писал своим друзьям видно его состояние, когда он вынужден просить милости у всех своих знакомых, пристраивать постоянно куда-то жену с ребенком, при этом находя время и средства для упорных занятий живописью. Работы Моне не были тогда популярны, и ему было нелегко заработать себе на жизнь.

Все строки писем художника полны невыразимой тоски, усталости, отчаяния. Плохое самочувствие жены после рождения второго ребенка, затем ее смерть оставили в душе Моне глубокую рану. При этом он продолжает упорно трудиться, пытаясь постичь свет, нанести его на холст именно таким, каким он его видит.

Импрессионизм происходит от французского impression — впечатление. Термин «импрессионизм» возник с лёгкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных (альтернативном художественном салоне, где выставляли свое работы художники, пишущие в этой манере и чьи полотна из-за этого не принимали в Парижском салоне) «Выставка импрессионистов», взяв за основу название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце». Изначально этот термин носил несколько пренебрежительный характер, поскольку указывал на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере.



В фильме причудливым образом переплетаются пейзажи, написанные мастером и фотоиллюстрации тех же мест, а также видеокадры с них. Будто бы оживают картины Моне, и становится ясно, что имел в виду художник, когда написал картину именно так, ибо по-другому и невозможно было бы передать все то впечатление, которое возникает от такой естественной природной красоты.

Моне была также присуща манера рисовать одно и то же место в разном освещении. Это и знаменитые стога сена, и Руанский собор, и мост Ватерлоо. При создании этих работ, художник также делился с близкими своими ощущениями. Он рисовал по несколько картин одновременно, в разное время дня. При написании собора в Руане у художника даже начались галлюцинации, а во время работы над мостом Ватерлоо в Лондоне, власти приняли его за шпиона.

Женившись вторично, на женщине с шестью детьми, Моне стал еще более нуждаться в средствах. Оставив жену и 8 их детей, он поехал в Италию искать вдохновение. Яркие краски полуострова заворожили его, там он тоже очень много работал и отказывал себе во всем, к чему призывал и супругу в своих письмах.

Заслуживает внимание и переписка художника с парижским коллекционером Дюран-Рюэлем, который планировал устройство выставки работ импрессионистов в Нью-Йорке, собирая все полотна, написанные в подобной манере. Клод Моне выражает несогласие с решением коллекционера, сетует на то, что тот прячет его картины, тогда как их должны видеть люди, поскольку пишет он для людей. Моне, несмотря на свои стесненные условия, осмеливается диктовать своему клиенту правила обращения с его произведениями.

Между прочим, именно, благодаря выставке полотен импрессионистов в 1886 году в Нью-Йорке, Дюран-Рюэлю удалось дать этому направлению живописи второй шанс, предотвратить его крах в Европе.

Через страдания к новым возможностям


Но записки Моне продолжают раскрывать перед нами тайны его жизни. Внезапно его картины имеют успех, их начинают покупать и художнику удается приобрести даже поместье в Живерни, где он обустраивает себе сад с прудом, наполняя все пространство яркими цветами, и постоянно рисуя их. К этому периоду относятся многие его работы, изображающие водные лилии, растения, спокойную воду.

Затем умирает его жена, потом старший сын. Следом художника постигает еще одно страшное несчастье — он начинает слепнуть. Письма того периода полны отчаяния —человек, который всю жизнь прожил под впечатлением от увиденного, теряет вдруг единственную способность, которая помогала ему до этого и являлась источником его вдохновения.
Картины того времени полны разнообразно перемешанных красок, нередко смысл совсем теряется. Художник и сейчас видит, но уже по-иному, и, тем не менее, стремится запечатлеть и это свое впечатление.

Затем Моне удается, пережив две операции, восстановить частично свое зрение. Вместе с тем у него открываются новые способности. Из-за перенесенной болезни, художник теперь видит ультрафиолетовых спектр. Белые лилии видятся ему в голубовато-лиловой гамме. Теперь его картины полны нового смысла, благодаря новым возможностям.

Художник пережил Первую мировую войну и практически всех своих друзей, скончался в возрасте 86 лет. До самого своего последнего часа он боролся с унынием и тоской, вызываемыми теперь потерей близких людей, с которыми он провел большую часть жизни. Из писем художника видно, что и здесь он продолжал упорно трудиться, создавая свои шедевры.

Необходимо отметить, что в фильме использована музыка еще одного импрессиониста, Клода Дебюсси. Музыкальный импрессионизм являлся одним из течений музыкального модернизма. Характеризуется такой стиль передачей мимолётных впечатлений, настроений, тонких психологических нюансов.

Замечательное впечатление можно получить от просмотра фильма «Я, Клод Моне». А известный живописец предстает перед зрителем в неожиданном ракурсе, но от этого его история не менее завораживает.

Похожие статьи