Внеклассное чтение. Диалог культур глазами ученых
Журналист
Журналист
Сергей Ямашкин

27–29 октября 2016 года на базе Вятского опорного государственного университета (г. Киров), на организационной площадке факультета истории, политических наук и культурологии состоялась международная научная конференция на тему «Тексты, образы и символы исламской культуры в русской художественной традиции: история и современность».

1111111.jpg

Выступающие подчеркнули необходимость своевременного и активного взаимодействия органов государственной власти, учреждений образования и культуры, традиционных религиозных объединений в процессе противодействия экстремистской идеологии, в том числе и на территории Российской Федерации.

Александр Валентинович Мартыненко, профессор, доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории факультета истории и права Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева (г. Саранск, Республика Мордовия) в своей рецензии на сборник «Тексты и образы ислама в русской культурной традиции», изданный Автономной некоммерческой организацией содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр», отмечает следующее:
«Россия на протяжении столетий формировалась как государство, в котором соседствовали многие конфессии, церкви и религиозные общины. Однако особую роль в истории нашего Отечества сыграли две религии.

Во-первых, это православное христианство. Русская культура от Андрея Рублева до Достоевского формировалась под мощным влиянием православных традиций. Русская православная церковь веками создавала идеологический фундамент для российской государственности, а в настоящее время постепенно восстанавливает позиции, утраченные в не столь давние десятилетия атеистических гонений. Во-вторых, это ислам, с которым связали свою историческую судьбу многие народы России – татары, башкиры, народности Северного Кавказа.
Православное христианство и ислам суннитского толка по праву считаются традиционными религиями России, поскольку на протяжении столетий исповедуются большинством населяющих ее народов.

В современном российском социуме Русская православная церковь и российские мусульмане ведут большую, зачастую – совместную работу по преодолению всех видов ксенофобии, национальной и социальной нетерпимости, сектантского и политического экстремизма.
Всё вышесказанное создало благоприятные условия для формирования межкультурного мусульманско-православного диалога в нашей стране. Этот диалог развивался на протяжении столетий, переживал свои взлеты и падения, периоды застоя. Этот диалог был и остается по сей день одним из важнейших факторов этноконфессиональной стабильности в России – государстве и одновременно цивилизации, в основе которых лежит принцип единства в многообразии. Единство российской нации заключается в многообразии культур и традиций ее многочисленных народов.

Обозначенная проблематика всегда вызывала интерес и пристальное внимание ученых, специалистов разных направлений гуманитарного знания – особенно историков и филологов.
Так, в 2017 году увидел свет сборник статей «Тексты и образы ислама в русской культурной традиции», в котором приняли участие представители всех сфер гуманитарного знания из Москвы, Санкт-Петербурга, Кирова, Симферополя, Сыктывкара, Тольятти, а также Кировограда (Украина).

Актуальность данного издания обусловлена глобальным влиянием исламской цивилизации, стремительно возросшим в начале XXI столетия. Так, неотъемлемой чертой современного мира стал так называемый «исламский фактор», заключающийся в активизации в глобальных масштабах общественно-политических сил, доктринально связанных с мусульманской религией. К сожалению, в современной историографии и особенно в СМИ, формирующих обывательское сознание, «исламский фактор» зачастую почти отождествляют с так называемым «исламским экстремизмом», что во многом обусловлено повышенной активностью на международной арене многочисленных радикальных и экстремистских организаций, в той или иной степени апеллирующих к исламской традиции, искажая ее, полностью отказываясь от ее высокого гуманистического потенциала.

Созданию адекватного, неискаженного образа ислама во всем его многообразии и сложности как раз и способствуют научные исследования, в том числе российских специалистов – участников рецензируемого сборника.

Статьи, включенные в сборник «Тексты и образы ислама в русской культурной традиции», очень разнообразны по своему содержанию и анализируемой проблематике.
Отдельный интерес представляет статья Э. В. Гмызиной, посвященная весьма острой и актуальной проблеме формирования адекватного образа ислама в сегодняшних российских СМИ. В целом все публикации, вошедшие в данный сборник, отличаются высоким научно-теоретическим уровнем, информационной насыщенностью, представляя собой отдельные и самостоятельные исследования в области межкультурного диалога».

Убедительно выглядят логика и содержательные принципы формирования сборника: освещается роль исламской культуры в цивилизованном пространстве мировой культуры, анализируются в компаративном аспекте духовные аспекты исламской культуры (в сравнении с античной и христианской), рассматриваются различные формы рефлексии мусульманской культуры в художественных исканиях российской культуры.

По мнению рецензентов, материалы сборника имеют большое воспитательное значение, могут продуктивно использоваться в учебном процессе и в ходе подготовки различных культурных проектов, осуществлении культурной политики в регионах с полиэтничным и поликонфессиональным населением. Материалы сборника могут быть также использованы в процессе преподавания базовых дисциплин «История Отечества», «Новая и Новейшая история стран Азии и Африки», «Русская литература» и др. Сборник представляет несомненный интерес для специалистов по исламу, а также всех, кто интересуется данной тематикой. Готовый файл-книгу Издательства «Партнер» (www.anopartner.ru) для ознакомления можно скачать по ссылке - litnor.ru в магазине научной, образовательной и развивающей литературы «ЛИТНОР».

Источник фото: https://litnor.ru/



Похожие статьи