Какие тайны хранит музей татарского быта и ремесла в Пензе?
В рамках проекта «Формула дружбы» сегодня мы погрузимся в мир татарской культуры. Заместитель председателя татарской национально-культурной автономии Пензенской области Ряшид Алюшев провел нам небольшую экскурсию по собственному музею татарского быта и ремесла, расположенному в его доме на цокольном этаже.
При входе в музей мы невольно почувствовали атмосферу старины. Вокруг — предметы быта и ремесла, которыми пользовались татары несколько десятков и даже сотен лет назад. Самому молодому экспонату — 40 лет, а самому древнему — до тысячи лет.
Ряшид Алюшев создал музей татарского быта и ремесла около 10 лет назад. Еще с детства его привлекал дух старины, а когда появились внуки, ему захотелось рассказать и наглядно показать им, как жили татары в далекие времена, и чем они занимались. Поэтому Ряшид и стал потихоньку собирать коллекцию предметов татарского быта. Сегодня музей насчитывает несколько сотен уникальных экспонатов.
Помимо предметов быта, нас привлекли и древние юбилейные монеты Романского периода, которым уже 300 лет, монеты периода правления Николая II и Гитлера (1934 год), нэповские монеты 1924 года, арабские, турецкие, царские деньги, которые сейчас собирает и коллекционирует внук Ряшида Ханяфиевича. Также в музее представлены уникальные сканированные документы прошлого века, в которых содержатся данные о татарских населенных пунктах (Елюзань, Сатино-Татарское, Демино, Усть-Уза).
В центре выставочной комнаты находится макет деревянной мечети, а за ним — картина, на которой изображена первая по своему значению Голубая мечеть (мечеть Султана Ахмета) Стамбула 1616 года. Она насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Эта святыня считается выдающимся образцом исламской и мировой архитектуры.
Голубой мечеть назвали европейцы, потому что внутренняя ее часть (молитвенный зал) украшен голубыми изразцами, и на солнце ее купола отливают голубым цветом.
Эта святыня хранит свою легенду, которую нам поведал Ряшид Алюшев.
Так, построил мечеть архитектор Седефкар Мехмет Ага, ученик архитектора Синана, который знаменит тем, что возвел знаменитую стамбульскую мечеть Сулеймана Великолепного.
— Строя мечеть Султана Ахмета, Седефкар, видимо, хотел превзойти своего учителя и, так сказать, вложил все свои знания, умения, навыки, силы в строительство этой мечети, — рассказывает Ряшид.
Голубая мечеть была построена в начале XVII века. Строительство началось в 1609 году и закончено в 1619 году.
— Вообще, минаретов у мечети должно быть от одного до четырех, а здесь было построено их шесть, в связи с чем и разразился, можно сказать без преувеличения, страшный скандал. Дело в том, что шесть минаретов было у мекканской Заповедной мечети, и больше ни у какой святыни не могло быть столько же или больше минаретов, — пояснил Ряшид.
Конфликт разгорелся из-за того, что архитектор не понял поставленной задачи.
Султан Ахмет велел архитектору построить алтын-минареты («алтын» по-турецки «золотые» минареты), а тот его понял как алты — шесть минаретов. Но султан Ахмет нашел выход из положения. Он субсидировал строительство у мекканской мечети седьмого минарета, и, таким образом, конфликт был улажен.
Картину Голубой мечети Ряшид Алюшев купил у пензенского художника Олега Моторина, и теперь коллекционер всем гостям обязательно рассказывает историю этого шедевра.
Невольно во время экскурсии по музею взор упал на работы петербургского скульптора Венеры Абдуллиной, в частности, на картину татарского воина Золотой Орды и рельеф с изображением Мухлисы Буби, выполненный из белого гипса. Последний экспонат был подарен скульптором Ряшиду в прошлом году.
— Работы Венеры Абдуллиной подкупают своей искренностью и простотой, в них заключены: воспоминание о детстве, обращение к традициям татарского народа, историческим личностям: «Татарская деревня», «Сабантуй», «Детство», «Я родился», «Сююмбике», «Принцесса степей», — отметил Ряшид.
Сегодня скульптуры Венеры Абдуллиной украшают многие города России и ближнего зарубежья. Самые известные из них: бюсты С.Ю. Витте и Екатерины II в Санкт-Петербурге, памятник Петру I в Махачкале, памятник Габдуллы Тукая в Семее (Казахстан). Трогательная скульптура «Казанская бабушка» в Лядском Садике знакома всем жителям Казани — это тоже творение Венеры Абдуллиной.
Многие экспонаты музея татарского быта и ремесла были подарены друзьями и знакомыми Ряшида Ханяфиевича, некоторые из них он находил сам. Больше всего его привлекают полотенца и скатерти с разноцветной вышивкой, выполненные из шелка и хлопка, которые использовали татары около 70 лет назад в качестве декора в доме. Чаще всего такие изделия вешались на стены, а также применялись в качестве скатерти.
Также в музее можно было увидеть деревянную ступу — инструмент для толчения и растирания пшена, гречки. Этому экспонату уже более 150 лет.
Деревянное же корыто, которому насчитывается около 100-150 лет, татары использовали не только для стирки вещей, но и для замешивания теста.
Одним из любимых экспонатов коллекционера и его семьи, с которым связаны воспоминания из детства, является самовар братьев Баташевых 1880 года. В нем мама Ряшида грела воду для чая, и напиток получался намного вкуснее.
Украшением музея являются старинные самовары. Среди них и самовар «поставщика двора Его Императорского Величества». А коллекция чугунных утюгов, одним из которых Ряшид сам гладил свою одежду в школьные годы, заставила вновь вспомнить самые теплые моменты 60-летней давности.
С детскими годами зампредседателя татарской национально-культурной автономии связан еще один экспонат — сепаратор (аппарат, производящий разделение продукта на фракции с разными характеристиками).
— Помню, когда мне было 6 лет. И моя мама с помощью этого аппарата отделяла сливки от молока, — вспоминает Ряшид Алюшев.
В музее татарского быта представлены и такие раритетные вещи: советский патефон, телевизионный приемник изображения «Рекорд-12» 1959 года, старинное зеркало, деревянные немецкие часы, которым без малого 130 лет, швейная машинка Singer. Многие из этих экспонатов отреставрированы руками Ряшида и находятся в рабочем состоянии.
Самыми антикварными предметами татарского быта, которые нам продемонстрировал коллекционер, были браслеты, выполненные из меди, латуни и наконечники, которым до тысячи лет.
Свободное время Ряшид Алюшев любит проводить с представителями татарской автономии, учеными, историками и краеведами за чашкой чая возле играющего патефона.
В дальнейшем Ряшид Ханяфиевич планирует пополнять свою коллекцию старинными предметами татарского быта, которые будут свято хранить его внуки.
Материал подготовлен при финансовой поддержке ФАДН.