Внеклассное чтение Амели Нотомб «Ртуть»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Каждый раз, когда мне в руки попадается очередная книга Амели Нотомб, наступает ощущение игры в лотерею. Некоторые ее произведения, на мой взгляд, чудо как хороши, другие — оставляют после прочтения ощущение «что это было вообще?».

678.jpg

«Ртуть» балансирует на грани этих двух состояний. С одной стороны, у романа захватывающий приключенческий сюжет. Медсестру Франсуазу нанимает загадочный старик-капитан с собственным островом в море, на котором расположен огромный замок. Франсуаза приезжает на остров, и там становится ясно, что медицинская помощь требуется не самому престарелому хозяину, а его юной пленнице Хэзел. У девушки есть тайна, касаемая ее внешности.

Она психически травмирована своим состоянием птицы в золотой клетке, однако стремления улететь из нее отчего-то не выказывает. Франсуаза проникается к ней сочувствием и желанием помочь, обманывает хозяина, сказав, что Хэзел требуется долгое лечение и под этим предлогом посещает остров каждый день. Понимая, что у стен есть уши, храбрая медсестра ведет изобретательную игру, пытаясь выведать все новые подробности странного поведения Хэзел и строит планы по ее спасению из цепких лап старого негодяя. Ну чем не идеальный развлекательный сюжет?

А тем, что написав всего пару предложений, касающихся содержания, боишься сразу же выдать основную интригу книги, словно хочешь присесть и ходишь вокруг и около скамейки, на которой написано «острожно, окрашено!». Потому что то, чем «окрашен» этот сюжет, вся его соль не выдерживает никакой критики, если смотреть на произведение, как на обычное приключенческое чтиво. А уж когда дело доходит до, собственно, появления ртути в романе под таким названием: просто руками разводишь: что же такое перед нами? Символизм или весьма схематичный полет мысли автора, который, оправдываясь за неувязочки, можно выдать за символизм?

И снова маятник качается в сторону плюсов: если перед нами аллегории, то вполне жизнеспособные. Видимо, роман задуман, как очень удачная и наглядная иллюстрация отношений «жертва-абьюзер» — если придерживаться этой версии, то «Ртуть» хочется похвалить. Просто отлично передана ситуация, когда жертве заморачивают голову и отрезают от остального мира, в котором может оказаться хоть кто-то, желающий и способный ей помочь. Так и представляешь себе обсуждение этой книги в рамках каких-то психологических тренингов по освобождению от зависимости и созависимости. И сразу хочется попротестовать против формулировок книготорговцев, которые в качестве приманки пишут что-то вроде «Это история великой любви, несущей смерть». Даже страшно, вдруг кто-то поверит?

Но тут вдруг автор наносит еще один удар: помимо вполне логичного и складного конца предлагает нам и альтернативную версию окончания произведения. Зачем? Наверное, чтобы все-таки развлечь, устроить встряску. О, а ведь это уже не совсем удалось, правда?

И даже если рассмотреть два окончания произведения, как интересный литературный прием или даже принять оба варианта развития сюжета за вполне возможные, выбрать, опять же, концовку себе по душе в зависимости от степени собственной гуманности (или испорченности), то Амели Нотомб словно не обращая внимания на то, что все блюда уже поданы и читатели вполне «наелись» преподносит еще и обильный десерт — «Дневник Хэзел»! Дневник Хэзел — героини, за каждым шагом которой наблюдает извращенно-страстно влюбленный в нее Капитан, в чьей конмнате Франсуаза не может найти ни клочка бумаги, чтобы написать о своих мыслях и задать вопросы, коль уж пространство комнат прослушивается.

Не знаю, может быть в этом дневнике и есть какая-то версия, почему он, собственно, мог вестись в таких условиях, я не стала его читать, просто невозможно серьезно относиться к книге после всего вышеперечисленного.

Баронесса Нотомб (да, это, безусловно, талантливая, эксцентричная и оригинальная бельгийская писательница по праву наследования носит самый настоящий титул) возможно просто играет с читателем. Если придерживаться такой версии, то чтение «Ртути» вполне может стать интересным времяпрепровождением. Да, забыла упомянуть очень яркие моменты с «литературой в литературе» — героини в определенный момент начинают читать или обсуждать книги, а затем книги пригождаются для осуществления плана Франсуазы во вполне утилитарном смысле: она строит из них пирамиду, по которой взбирается, чтобы тайком покинуть свою комнату через окно.

В любом случае, прощаться с этим автором не хочется, лично у меня есть еще несколько непрочитанных произведений Амели Нотомб и при случае, проблемы эти я все-таки ликвидирую, ибо точно знаю, приятные сюрпризы возможны.
Источник фото: http://parma.repubblica.it/cronaca/2014/02/27/foto/nothomb_con_successo-79779865/1/#1

Похожие статьи