Владимир Зименков: «Музей — идеологическое учреждение»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Музей — не только помощник в изучении истории родного края. Он еще и проводник политики правительства области и государства. Раньше в музеях принимали в пионеры, здесь устраивали проводы в армию. И сейчас эти учреждения играют важную роль в патриотическом воспитании молодежи. О сегодняшнем положении дел в этой сфере — в нашей беседе с директором Пензенского государственного краеведческого музея Владимиром Зименковым.

5555.jpg

Самый главный посетитель — школьник


— Владимир Николаевич, если сравнивать с советским периодом, как изменилась посещаемость музеев, а также ваша основная аудитория?

 — Посещаемость остается стабильной на протяжении многих лет. Мы принимаем около 100 тысяч человек ежегодно. Бывает чуть больше, бывает чуть меньше. Сюда входят не только те, кто приходит в краеведческий музей, но и те, кто посещает музеи Ключевского, Ульянова, Бурденко и выставочный зал в поселке Золотаревка, где находится средневековый памятник — Золотаревское городище. Все эти площадки входят в состав Пензенского государственного краеведческого музея. Основными посетителями были и остаются школьники. Хотя отмечу хорошую тенденцию. По выходным и праздничным дням к нам приходит все больше семей: родителей с детьми, бабушек и дедушек с внуками. Нас это очень радует. На мой взгляд, семейное воспитание должно преобладать, быть главным.

Конечно, не все люди ходят в музеи. Есть среди пензенцев и те, кто у нас не был ни разу. Их не заманишь никакими калачами. Точно также далеко не все посещают театр, филармонию и библиотеки. Зато наблюдается преемственность. Взрослые, которые, будучи школьниками, посещали наш музей, приводят сюда детей и внуков.
В советские годы была традиция — школьники посещали музеи в обязательном порядке. Сейчас такого нет. Тем не менее, поток посетителей-школьников не упал.

 Радует, что заместитель председателя правительства области Олег Ягов, который курирует культуру в регионе, а также Управления культуры и архива Пензенской области, прекрасно владеют ситуацией и понимают, что пензенцы должны посещать музеи. Ведь они несут не только развлекательную функцию, но и образовательную. Школьник не может знать историю своего края, если он ни разу не был в краеведческом музее. Поэтому у нас появилась программа «Культурная палитра 58», благодаря которой к нам активно стали ездить учащиеся сельских школ из районов области.

— Школьники посещают музей бесплатно или же покупают билеты?

— У нас был опыт посещения по абонементам, а областной бюджет компенсировал эти затраты. Но сейчас не та экономическая ситуация в области, да и в стране в целом. Школьники покупают билеты за свои деньги. Но по опыту могу сказать — а я бываю во многих музеях страны, — что цены у нас очень низкие. Билет для школьника стоит 40 рублей, для студента — 50 рублей, для взрослого — 80 рублей. Таких цен нет в других регионах.

Кстати, ситуация с экскурсиями для школьников иногда мне кажется парадоксальной. В районах области есть школьные автобусы, они по всем параметрам безопасности специально оборудованы для перевозки детей. Но почему-то за пределы маршрута или района такие автобусы выезжать не имеют права. Я считаю, это неправильно. Почему группа должна ехать на рейсовом автобусе? Разве это безопаснее? Если есть школьный автобус, надо использовать его и для экскурсий. Конечно, это решать не мне. Но, пользуясь случаем, хочу обратить на это внимание.

7868686.jpg

Не выглядеть плохо


— В последнее время в регионе для культурного досуга появилось много новых мест. Филармония, киноконцертный зал, библиотека, драматический театр… Не «потеряется» ли на фоне современных сооружений краеведческий музей?

— Когда построили новый театр, люди туда ходили просто посмотреть само здание, сфотографироваться. Мы понимаем, что музей на таком фоне не должен выглядеть слабо. Нам нужен капитальный ремонт. Эта проблема стоит давно. К тому же мы «выросли» из данного здания. Наши фонды ежегодно растут, нам требуется для них все больше места. И помещение музея, пусть даже капитально отремонтированное, не решит проблему нехватки площадей. Желательно построить отдельное здания для хранения фондов, как это принято в крупных музеях.

У нас только библиотека насчитывает более 40 тысяч книг, а фонды музея составляют более 130 тысяч единиц хранения. Среди них есть уникальные коллекции. Представляете? И все это надо хранить. Желательно не в приспособленных шкафчиках, а с использованием специального современного музейного оборудования.

— Желания обоснованы и понятны. Воплотятся ли они в жизнь?

— Обещают в следующем году выделить деньги на разработку проектно-сметной документации по капитальному ремонту. Вместе с тем мы будем продолжать доказывать и объяснять необходимость постройки еще одного здания. Когда-то была идея — замкнуть каре здания. Сейчас оно имеет вид буквы «П». Хотелось бы его расширить до четырехугольника, и разместить в пристройке наши фонды.

Но музей является памятником истории регионального значения. Можно ли будет осуществить этот вариант? В принципе, у нас большой двор, что позволяет построить там отдельное здание. Законодательно собрание — тоже памятник истории. Тем не менее, рядом построили еще одно здание и сделали переход между исторической частью и современной. Я думаю, можно точно так же этот вопрос решить с краеведческим музеем.

В Москве и Санкт-Петербурге очень много примеров, когда объединяют несколько зданий под одной крышей с помощью переходов. В Чебоксарах два соседних здания объединили, построили между ними архитектурно выдержанную вставку. Получилось гармонично.

Я очень надеюсь, что мы тоже к этому придем. Тем более что в Пензе есть очень мощная группа архитекторов, которая могла бы этим заняться. Повторюсь, что краеведческий музей на фоне новых учреждений культуры, которые появились в Пензе за последние несколько лет, не должен выглядеть бледно. Все нужно приводить в порядок.

Без поддержки государства — никак


— Сейчас много говорят о том, что учреждения культуры должны учиться самостоятельно зарабатывать деньги, не рассчитывая лишь на дотации государства. С концертными площадками все понятно — сдал помещения в аренду гастролерам, получил прибыль. Как заработать музею?

— Зрелищные площадки могут зарабатывать. У нас с этим сложнее. Мы используем все возможные формы работы. И, хотя нам удается зарабатывать чуть более 1,5 миллиона рублей ежегодно — на процентах с передвижных выставок и с продажи краеведческой литературы, я считаю, что музеи и библиотеки — это такие учреждения, которые должно содержать государство. Полностью обеспечить себя самостоятельно мы не сможем. Во всех странах мира музеи содержит государство.

— Но есть же частные музеи…

— Частные музеи не создаются с целью заработка. Как правило, во главе такого проекта стоит меценат, энтузиаст, коллекционер и т.д. У него уже есть деньги, и он просто хочет поделиться тем, что имеет, с окружающими.

В Пензенской области тоже есть частные музеи. Например, в селе Сканово Наровчатского района музей содержит состоятельный человек, для которого это хобби, страсть. И очень многие коллекционеры не просто собирают предметы старины, а хотят показать их людям, устраивая выставки, открывая частные музеи.

— Изменились ли в последнее время объемы государственного финансирования музеев?

— Кризис, увы, коснулся и учреждений культуры. Денег выделяется меньше. Слава Богу, были и хорошие времена, мы укрепили материальную базу, реконструировали два музея (музей Ключевского и Ульянова), успели закупить кое-какое оборудование, компьютеры, установили пожарную и охранную сигнализации и т.д. Сейчас надо только все это поддерживать. Но, надеюсь, былые времена вернутся, средств будет больше.

В последние годы не выделяются деньги на закупку экспонатов, на подписку периодических изданий. Коммунальные услуги мы тоже оплачиваем из наших внебюджетных средств.

Хочу отметить, что, прежде всего, музей — это идеологическое учреждение. Мы являемся проводниками политики правительства области и государства. Раньше в музее принимали в пионеры, здесь устраивали проводы в армию…

В следующем году мы обязательно устроим выставку, посвященную 100-летию Октябрьской революции. Можно по-разному относиться к тем событиям. Тем не менее, это история нашей страны. Мы обязаны ее знать, тем более мы введем туда экспонаты, которые раньше не экспонировались.

— Каковы надежды музейных работников?

— Мы искренне надеемся, что вскоре Россия выйдет из кризиса. У нас появится больше возможностей. Мы сделаем хороший капитальный ремонт исторического здания музея, построим дополнительное здание, в котором разместим фонды и реставрационные мастерские. Надеемся, что перестанут сокращать число музейных работников (пока это происходит ежегодно). Светлые времена обязательно придут. И на музеи обратят должное внимание.

Сейчас много говорят о патриотизме. Подчеркну еще раз, музей — идеологическое учреждение. Поэтому очень важно оказывать поддержку музеям, которые играют наиважнейшую роль в патриотическом воспитании молодежи.

Похожие статьи