Педагог-художник  Наталья Рутчина: «Для меня примером были классики реалистического искусства»
Нина Брейкш
Нина Брейкш

Первые шаги в искусстве даются проще, когда тебе помогает уже состоявшийся художник и опытный преподаватель. Такой, который научит не только писать, но и видеть, который не зажмет индивидуальный талант в академических ежовых рукавицах.

Наталья Рутчина более двадцати лет отдала преподавательской деятельности. 11 лет проработала в школе учителем изобразительного искусства и черчения, столько же — в худучилище им. К. А. Савицкого. В свое время она училась у художника-живописца, члена Пензенского отделения Союза художников РФ Сергея Шалаева, ставшего для нее примером.

Наталья родом из Ташкента. В Пензу переехала в 90-х. С детства она видела себя художником. И была у нее одна мечта — поступить в Пензенское училище им. К.А. Савицкого. Однако Наталье не хватило всего одного балла, чтобы учиться там. Она не опустила руки, поступила на художественное отделение по направлению «Гобелены». Придя домой, она поняла, что не сможет проучиться там и дня, уже сами стены здания отталкивали ее.

В итоге на следующий день Наталья забрала документы и пришла в художественное училище им. К. А. Савицкого, подошла к Сергею Шалаеву и попросила ходить на занятия с первокурсниками вольным слушателем. Сергей Васильевич дал добро.

Целый год Наталья Рутчина ходила вольным слушателем в художественное училище им. К. А. Савицкого и, в конце концов, через год поступила.

— До сих пор вспоминаю, как узнала о своем зачислении. В тот день я проснулась из-за того, что мои однокурсники, с которыми я ходила на пары, кричали под окном: «Наташка, выходи. Тебя зачислили, пойдем отмечать! — улыбнулась Наталья Рутчина.

Через 4 года  Наталья окончила отделение живописи и параллельно с пятого курса начала работать. Ей предложили ставку учителя изобразительного искусства и черчения в 19-й школе. Конечно же, Наталья Рутчина не хотела работать простым школьным учителем, зная, как ученики относятся к ИЗО и черчению, но эта работа послужила отличным стартом, чтобы в перспективе устроиться в художественное училище им. К. А. Савицкого.  

Проработав в школе не один год, поступила в ПГУ заочно на учителя ИЗО и черчения.

— Уже в 2006 году моя подруга предложила пойти работать преподавателем по черчению в художественное училище. Я не растерялась, сразу же пошла на собеседование. В итоге меня взяли преподавателем по цветоведению. За 11 лет работы в худучилище  от обычного преподавателя по цветоведению, живописи выросла до методиста, заместителя директора по воспитательной работе. Но в силу обстоятельств вынуждена была уйти из художественного училища и  поехать в Москву. Год искала работу по специальности. В итоге меня взяли в художественно-промышленный колледж Гжельского государственного университета, где вела дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Композицию» у студентов 1-4 курсов, — отметила Наталья Витальевна.

В свободное время Наталья писала картины для души. Любовь к живописи и натюрмортам ей привил Сергей Шалаев, поэтому как художник выходного дня она творила. А летом ездила в Николо-Сольбинский женский  монастырь, где  отдыхала душой – расписывала керамику. Эти теплые воспоминания хранятся не только в памяти Натальи, но и в собственном альбоме, где собраны ее яркие работы.

В колледже при университете в Москве Наталья Рутчина проработала 3 года, до начала пандемии коронавируса. А после, оценив уровень студентов и в целом программу, решила вернуться в Пензу.

По мнению Натальи, у подмосковных студентов уровень подготовки был намного ниже пензенских учащихся, хотя дело совсем не в студентах, а в той системе и условиях, которые были созданы для учебного процесса. Ведь учебный процесс это не только  работа студента под пристальным вниманием педагога в мастерской, это образ жизни, ни минуты без карандаша и кисти, а о каком росте может идти речь, когда студентов после звонка выгоняют из мастерских? 

Вернувшись в Пензу, Наталья выбрала новый путь, где можно быть свободной и помогать тем, кто решает связать жизнь й с творчеством.

Сейчас Наталья  Рутчина открыла собственную студию для подготовки абитуриентов и тех, кто учится рисовать и творить. Нашлось  даже  помещение и всё необходимое для учебного процесса.

По ее стопам пошла и дочь Анна. Девушка также успешно отучилась на отделении живописи художественного училища, но сейчас пока оставила искусство. В свое время Анна рисовала комиксы, была отличным книжным художником-графиком со своим подчерком и творческим потенциалом. Наталья Витальевна искренне верит, что дочь вернется в искусство.

Источник фото: из архива Н. Рутчиной

Похожие статьи