1° ... -2°, ветер 2 м/с
102.34
106.54
Виртуоз кадра
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Олег Сиротин

«Леонид Васильевич Косматов — прирождённый кинематографист. Мне кажется, что еще в раннем детстве глаза его уже видели кадры его будущих картин, и жужжание кинопроектора сливалось с восприятием музыки...» (Григорий Рошаль, кинорежиссер).

1.jpgВ самом начале 1901 года — 115 лет назад — в приходской книге церкви села Верхний Ломов Нижнеломовского уезда Пензенской губернии появилась запись: «Декабря месяца тридцатого числа рожден, а 1901 года генваря 1 крещен Леонид, его родители: села Старой Толковки крестьянин, состоящий в должности начального учителя Василий Фоков Косматов и законная жена его Евфимия Алексеевна, оба православного вероисповедания...»

Новорожденный Леонид стал четырнадцатым ребенком в многодетной семье Косматовых и одновременно — первым, родившимся в новом, ХХ веке. Позже, когда изменились календарные сроки, день рождения Леонида Косматова стал приходиться на 12 января.

В многочисленных публикациях и воспоминаниях о Леониде Васильевиче сохранилась крайне скупая информация о его раннем детстве, его родителях, братьях и сестрах. Василий Фокич Косматов был одним из тех скромных сельских учителей, которые олицетворяли собой идеалы народного просвещения. Крестьяне обращались к нему за помощью по любым вопросам, приходили и в Пензу, куда семья Косматовых вынуждена была перебраться. Дети Василия Косматова, умершего от скоротечной чахотки в 1920 г., не получили большого наследства, но выросли грамотными, трудолюбивыми, честными.

Один из старших сыновей, Вячеслав, погиб на русско-японской войне. Двое других, Евгений и Николай, увлекались техникой и в 1911 г. изобрели способ демонстрирования кинокартин при дневном свете. Именно Николай Косматов «приворожил» своего младшего брата к технике и кинематографу, и об этом Леонид Васильевич всегда вспоминал с благодарностью: «Возможно, не зарази Николай меня “киноманией” — пути мои в жизни были бы совсем иными...»

2.jpgКинематограф стал для Леонида ярчайшим впечатлением быстро закончившегося детства. С февраля 1912 г. он уже работал, помогая семье. Знание техники определило характер работы: «проводка электрических звонков в меблированных номерах» и т.п.

По протекции Николая Леонид устроился помощником киномеханика в пензенский электротеатр «Эдисон» на улице Предтеченской (ныне Бакунина), и помогал брату, получившему от фирмы «Патэ» представительство на демонстрацию в Пензе и Пензенской губернии портативного кинопроектора «Кок», проводить показательные сеансы. Работая электротехником в городском театре, он изобретал довольно сложные по тем временам световые эффекты, порой приводившие публику в бурный восторг.

А параллельно учился в Пензенском реальном училище, в котором организовал самодеятельный оркестр, участвовал в любительских спектаклях, позже занимался музыкой и пением в полупрофессиональной опере, созданной в Пензе Федором Петровичем Вазерским в 1918 г. «Годы моей юности неразрывно связаны с большим стремлением, с одной стороны, к технике, к “тайнам кинематографии”, с другой — к различным видам искусства...» — вспоминал позже Косматов.

И все же кино одержало победу в этой борьбе стремлений. В 1917-1918 гг. Леонид Косматов работал киномехаником в электротеатре «Кино-Артель». В начале гражданской войны записался добровольцем в Красную Армию, однако по распоряжению пензенских губвоенкомата и губкома РКП(б) был назначен инструктором и руководителем фотокиносекции политотдела губвоенкомата — первого в Пензе государственного киноучреждения. В обязанности секции входила организация массовых агиткампаний среди рабочих, крестьян и солдат с использованием кинопроекторов и «волшебных фонарей».

«Было мне без малого девятнадцать, — вспоминал Леонид Васильевич, — знал и умел я мало, но энтузиазм — ответ на доверие — буквально распирал меня. Я готов был работать по трое суток без передышки, я носился по городу без остановки, я “приказывал”, делал сам, вовлекал других...»

И снова рядом был старший брат Николай, заведовавший губвоенкоматовским кинотеатром «Кино-Арс». Четыре года братья Косматовы ремонтировали часто выходившую из строя кинотехнику, заботились о скудном фильмофонде, организовывали киносеансы.

3.jpgВ 1922 г., когда жизнь в стране понемногу стала налаживаться, вышел правительственный декрет о приеме демобилизованных красноармейцев со средним образованием в любой вуз без экзаменов. Леонид, не колеблясь, распрощался с армией и должностью заведующего и уехал в Москву, где начал учебу сразу в двух институтах — Лесотехническом и инженерно-экономическом Плехановском. Добросовестно прозанимавшись год, он узнал об открытии Государственного техникума кинематографии. И сразу перевёлся туда.

В Пензу Леонид Косматов вернулся ненадолго в августе 1923 г. Находясь под сильным впечатлением от лекций профессора Тихонова о кинематографе, попробовал прочесть такую же. Лекция «Тайны кинематографа» имела успех, газета «Трудовая правда» опубликовала о ней благожелательный отзыв. Профессор Тихонов, которому Леонид показал вырезку из «Трудовой правды», порекомендовал юноше обратиться в Главполитпросвет Наркомпроса РСФСР, где по директивам партии об усилении киноработы на селе создавалась специальная секция по кинофикации деревни.

Стоило Леониду появиться в Главполитпросвете, как ему тут же поручили заведовать этой секцией, собственно, и состоявшей из одного-единственного человека. А работа ей предстояла большая и крайне сложная. Для начала нужно было сконструировать малогабаритный киноаппарат-передвижку. К реализации этой задачи были привлечены группа инженеров Ленинградского государственного оптического завода (отсюда и название модели — ГОЗ) и молодые механики-самоучки из Москвы — Леонид Косматов и Павел Мершин. В середине 1924 г. окончательный вариант ГОЗа был готов к «полевым испытаниям». Полигоном для проверки первой советской кинопередвижки был выбран «глухой» район Курской губернии, население которого не было знакомо с кинематографом.

В конце лета Л. Косматов и сотрудник Главполитпросвета Александр Кациграс сошли с поезда на станции Арбузово, примерно в пятистах верстах от Москвы, имея при себе кинопроектор, экран и динамо-машину с ручным приводом. Наняли подводу, погрузили оборудование и двинулись в сторону ближайшего села. «Кинорейд» продолжался около месяца, оставив незабываемые воспоминания как столичным гостям, так и местным жителям, оказывавшим приезжим посильную помощь. Во время сеансов Леонид Васильевич фотографировал лица людей, впервые увидевших кино. Эта «неповторимая галерея портретов» в дальнейшем бережно хранилась в его архиве.

Работа в секции кинофикации дала Косматову возможность впервые попасть за границу — в 1925 году он знакомился с последними достижениями кинофототехники на международной выставке «КИФО» в Германии. Она же стала стимулом к началу литературной и научной деятельности Леонида Васильевича: именно к нему обратились с просьбой составить учебник-инструкцию по работе с передвижкой ГОЗ, а затем и общее пособие для начинающих киномехаников.

В 1926 г. Леонид Косматов сделал окончательный выбор будущей профессии — стал работать кинооператором. При этом пригласившее его на работу руководство кинофабрики «Межрабпом-Русь» придумало для него особую должность — «оператора-конструктора», специалиста по комбинированным съемкам. Талант молодого специалиста ярко проявился при съемках первого советского детского мультфильма «Сенька-африканец» по мотивам сказки К. Чуковского «Крокодил» (1927 г.).

«Леонид Васильевич помог сделать первые простые комбинированные мульткадры, первую механизированную мультисъемку», — вспоминал один из режиссеров фильма Юрий Меркулов.

Позже Косматов запатентовал изобретенный им метод комбинированных съемок, названный рирпроекцией. В том же 1927 г. на студии Госвоенкино он снял свой первый художественный фильм — «Круг» режиссера Юлия Райзмана.

Затем были десятки других фильмов, в том числе «Земля жаждет» Ю. Райзмана, вызвавший огромный интерес во всем мире, уникальный цветной «Мичурин» Александра Довженко, масштабные кинополотна «Клятва» и «Падение Берлина» Михаила Чиаурели. Косматовым были сняты 11 фильмов Григория Рошаля — от «Зорь Парижа» до трилогии «Хождение по мукам» и двухсерийного «Год как жизнь».

Одним из первых среди наших операторов он осваивал съемку цветных, широкоформатных и широкоэкранных фильмов. Год от года совершенствующееся мастерство и опыт принесли Леониду Васильевичу признание и славу. С 1933 г. он постоянно работал на «Мосфильме», с 1929 г. преподавал на операторском факультете ВГИКа, в 1944 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1950 г. стал профессором.

В 1944-1945 гг. Косматов был послан правительством Советского Союза в Америку для закупки новейшей кинотехники. От поездки сохранился снимок на память с известным голливудским оператором китайского происхождения Джеймсом Вонг Хау, удостоенным в 1955 и 1963 гг. двух «Оскаров». Леонид Васильевич, как и его американский коллега, получил большинство своих наград уже после войны: второй орден Трудового Красного Знамени в 1950 г. (первый — в 1939 г.), две Сталинские премии I степени и одну — II степени, орден Ленина в 1971 г. В 1946 г. итальянский «Орден деятелей искусств» избрал Леонида Косматова в почетные члены ордена.

Поглощенный работой, преподавательской и научной деятельностью, Леонид Васильевич много внимания уделял полюбившейся в молодости просветительной работе: лекциям, газетным статьям, встречам с кинолюбителями, поскольку был одним из первых организаторов кинолюбительского движения в стране. Он же организовал первый музей кинотехники и составил летопись развития советской техники кино.

В Пензе не забывали знатного земляка. В 1978 г. к юбилею средней школы №4 (ранее — Реального училища) на ее фасаде были укреплены мемориальные доски; на одной из них указывалось, что в этой школе с 1918 г. по 1920 г. учился профессор кинооператорского искусства Леонид Косматов. Л.В. Косматову посвящена отдельная экспозиция в Нижнеломовском краеведческом музее.

Литературное и научное наследие Леонида Косматова по-прежнему изучается и высоко ценится. Как и его фильмы.

«Я представляю себе большие прекрасные кинотеатры, огромные экраны со стереофоническим звуком, неограниченные возможности цветового решения фильмов. Но это не будет разгул техники, демонстрация формальных возможностей кино… Самым главным в кинематографе будущего останется цель — …рассказать людям о жизни, о человеке, проследить его чувства, биение его мысли...»
Из статьи Леонида Косматова «Зрителю завтрашнего дня», 1963 г.

 

Похожие статьи