ВЕХИ ИСТОРИИ ПЕНЗЕНСКОГО КРАЯ. ОТ КЕРЕНСКА К ВАДИНСКА
Валерий Капленков
Название населенному пункту часто давалось по рекам. Керенск назван по имени реки Керенки. Современное название Вадинск образовано также от реки — Вада. Происхождение имен рек представляет определенный интерес.
Топонимика
Керенса (Керенда) — первоначальное название реки Керенка, произошедшее, возможно, от древнемордовского топонима «керь», означающего «поселение на отшибе». Другой вариант «керян», приблизительно «рублю» либо «вырубаю». В мордовских языках есть глагол «керомс», переводящийся на русский как «рубить».
Это предположение Петерсона развито другим пензенским краеведом Георгом Мясниковым, давшим более определенное толкование: «речка, берущая начало из вырубок». Керенда — мордовское слово. Не прижившееся произношение «Керенса», как считает пензенский историк и краевед Михаил Полубояров, возникло под влиянием татарского языка, которому свойственно окончание «са». Со временем топоним Керенса (Керенда) русифицировался в Керенку.
Название главной реки населенного пункта и округи Вад (ранее, иногда, «Вада») имеет древние финно-угорские корни, но не мордовские, а скорее, удмуртские. Подобные названия встречаются в Прикамье — так раньше именовали выдру, бобра. Вероятное расширительное значение гидронима: «топкое, болотистое место вдоль реки, где живёт много диких бобров». К такому определению склоняется краевед Николай Прокофьев, основываясь на малоизвестном этимологическом исследовании. Несколько иной вариант у Полубоярова: «мокрое место»; «водоем»; «река».
Трагическая героика названий
С последним предание связывает гибель воинского караула в первые годы существования крепости, вероятно, во время одного из неоднократных нападений ногайцев. Возможно, это был казачий пост либо здесь стояла сторожевая башня, которая в те времена составляла неизбежную принадлежность городов сторожевой черты и ставилась неподалеку от города.
У Петерсона в его хорошо известной работе «Исторический очерк Керенского края» излагается другая версия. Через лес Побитый в девятнадцатом веке проходила земская дорога по направлению к железнодорожной станции Пачелма. А оттуда уже цивилизованно добирались до губернского центра — Пензы. По земской дороге на подводах возили арестантов и однажды они напали на зазевавшихся конвоиров. Караул перебили. В народе за лесом закрепилось название «Побитый», в смысле, караул тут побили!
Разинцам открыли ворота и выдали воеводу
— Здесь моего предшественника повесили — без предисловия ошарашил неожиданным ходом мыслей мэр.
— Ну-у…не печалься. При Мамае дело было. Бунт ежели случится, народ тебя пожалеет. Человек ты хороший, вреда никому не делал! — не без доли сарказма, но совершенно искренне заметил я.
Восстание Степана Разина наложило серьезный отпечаток на структуру населения города и уезда. Восстание жители поддержали, открыв разинцам городские ворота. Многие керенцы сами присоединились к восставшим, поймав и выдав на расправу воеводу Автамона Безобразова, пытавшегося организовать в крепости с тремя сотнями казаков и стрельцов оборону. Автамона вместе с наиболее ненавистными дворянами повесили на торговой площади. Избрали нового воеводу – им стал керенский казак Семен Кузнец.
После поражения повстанцев под Шацком и у Верхнего Ломова, остатки их отрядов сгруппировались к северу от Керенска, устроив для обороны засеки. Но и здесь потерпели поражение. Талантливый военачальник царский воевода Яков Хитрово разрезал отряды восставших на несколько частей и поэтапно очистил весь Керенский уезд от бунтовщиков. Он жестоко наказал оставшихся в живых участников восстания.
Из Керенска и окрестностей в массовом порядке изгнали татар и мордву, которые были активными участниками тех событий. Из инородцев дозволено было остаться лишь крестившейся знати.
Городская площадь Керенска. Снимок начала двадцатого века.
Пугачевские события и Екатерина Великая
Он выдержал осаду и три приступа. По мнению Полубоярова, керенцы не оказали поддержки пугачевцам, потому что в составе населения преобладали однодворцы – потомки служилых людей -- и практически не было старообрядцев. Екатерина II в «Высочайшем манифесте Керенским жителям» поблагодарила их «за храбрость и мужественное сопротивление злодейским шайкам самозванца Пугачева» и пожаловала золоченую корону на крест колокольни Успенского собора. Ныне корона хранится в Пензенском областном краеведческом музее.
Успенский собор города. Снимок начала двадцатого века.
Особенно опасны были пушки, поставленные на колокольне Успенского собора и угловых башнях восточной стены, которые беспрерывно стреляли по столпившимся в беспорядке мятежникам. Во время третьего приступа загорелся город, были подожжены стены со стороны Архангельской слободы, но этим не воспользовались пугачевцы и, наоборот, контратака, которую предприняли осажденные, имела большой успех».
Местный священнослужитель, протоиерей Николай Любимов в статье «Керенский Успенский собор», опубликованной в газете «Пензенские епархиальные ведомости» в 1891 году, свидетельствовал, что «те три пушки» в качестве реликвий стояли на колокольне и в его время — 90-е годы XIX века. Протоиерей имел в виду пушки, из коих стреляли по бунтовщикам.
Героем рокового дня в обороне Керенской крепости — 17 августа 1774 года — стал пономарь соборного храма Трофим Филипов, метко паливший из пушек по мятежникам. В грамоте, выданной ему воеводой и дворянами, отмечается: «Пономарь Трофим Филипов тех бунтовщиков усердно поражал, так что оные шайки были опрокинуты и в бегство обращены, а многие притом из оных бунтовщиков и живых пойманы».
Петерсон в неопубликованной рукописи, опираясь на исследование некого Дубасова, сообщает о памятных керенских событиях несколько иначе. Прорвавшись через разоренную крепостную стену с севера, пугачевцы, в числе прочих городских зданий, захватили трактир и лавки, в коих имелось вино.
На радостях от одержанной победы перепились, совершенно позабыв о стоявших вооруженным кольцом вокруг собора защитниках крепости. Последние же, собравшись с духом, неожиданно атаковали восставших и в итоге вышибли их за пределы крепости. Едва оправившись от удара, пугачевцы столкнулись с новым сюрпризом. К Керенску подошли регулярные правительственные войска во главе с графом Петром Паниным, обратив восставших в бегство.
Екатерина II по «керенским делам» издала еще один, малоизвестный указ, гласивший: «Канцелярским служителям за оказанное ими усердие при защите города от нападения злодейских шаек, дать по одному чину. А воеводе Перскову и секретарю Королькову выдать не в зачет годовое жалованье».
Иван Персков именуется в указе воеводой, значит, назначение произошло чуть раньше, поскольку при нападении пугачевцев на город он был воеводским товарищем, то есть заместителем. Персков — в отсутствие воеводы, выехавшего навстречу к генералу Панину, а по сути струсившего — вместе с предводителем уездного дворянства секунд-майором Иваном Енгалычевым руководил обороной Керенской крепости.
И в дальнейшем государыня жаловала своей милостью маленький провинциальный городок на Пензенщине. 28 мая 1781 года Керенск был удостоен собственного герба с описанием. Императрица в 1795 году собственноручно утвердила план центральных городских улиц: Садовой, Городнической, Дворянской, Старопочтовой, Большой.
По указу Екатерины Великой 15 сентября 1780 года Керенск получил статус уездного города новообразованного Пензенского наместничества. В связи со знаменательным событием в городе сооружено здание присутственных мест, сохранившееся до наших дней и именуемое вадинцами «старым райисполкомом».
Среди жителей Керенска были популярны легенды, связанные с пугачевским восстанием. Остатки вала засечной черты семнадцатого века, сохранившиеся в районе водохранилища, население долго величало «пугачевским валом». Другая легенда касалась самого предводителя восстания.
В ходе известных событий Емельян Пугачев будто бы приезжал в Керенск и останавливался в доме на Городнической улице. Большевики воспользовались народными фантазиями и переименовали Городническую улицу в Пугачевскую.
Пугачевск, Тельманск и... Бунтарьск
Накануне Великой Отечественной войны Керенск переименовали в Вадинск. Но данное название было не единственным на стадии подготовки к переименованию. Краевед Александр Старцев утверждает: «Целый десяток лет местная бюрократия искала замену названия «Керенск». Предлагались варианты: «Пугачевск», «Тельманск» и даже «Бунтарьск». Но в Москве отвергли взятые с потолка предложения перепуганных по тем временам провинциалов и остановились на «Вадинске», дав имя по реке Вад, на которой стоит райцентр».
Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Керенска в Вадинск, а Керенского района, соответственно, в Вадинский вышел 17 февраля 1940 года. Коммунистическая идеология, доминируя во всем, жестко подчиняла себе географию с топонимикой.
Великая Отечественная война
В центральном парке воздвигнут небольшой мемориальный комплекс: памятник погибшим воинам–землякам и стела с барельефами героев Советского Союза — уроженцев района. На бывшем городском кладбище расположена братская могила военных лётчиков, разбившихся в ноябре 42–го вблизи Вадинска из-за аварии самолета. В 2017 году, в преддверии Дня Победы по инициативе депутата областного Законодательного Собрания и директора средней школы Галины Бураевой погибшим авиаторам поставлен новый памятник.
Метаморфозы 60-х
26 декабря 1962 года Вадинск утратил статус районного центра. Вадинский район был присоединён к Земетчинскому. Позже его территорию поделили четыре соседних района: Беднодемьяновский (ныне Спасский), Земетчинский, Нижнеломовский, Пачелмский. 30 декабря 1966-го Указом Президиума Верховного Совета РСФСР Вадинский район восстановлен как административная единица, и Вадинск вновь стал районным центром, пребывая в этом статусе до наших дней.
Новейшее время
В 2003 году Вадинск получил статус муниципального поселения, сформированы органы местного самоуправления. Главой администрации муниципалитета является Александр Дашунин.
Фото из открытых источников