В картинной галерее можно прикоснуться к морю



Великий живописец моря
Выставка, посвященная 200-летию со дня рождения И.К.Айвазовского, открылась в картинной галерее в прошлую пятницу. На протяжении всей текущей недели к обычной экскурсии добавился еще и показ фильма, посвященного самому замечательному из всех русских маринистов, а также художественные мастер-классы.
Фильм, который демонстрируется всем посетителям выставки в Пилястровом зале Губернаторского дома, рассказывает о творческом пути и работах великого живописца. Мало кому известно, что Айвазовский был официальным живописцем русского морского флота.
В те времена о профессии фотографа не шло и речи, а увидеть своими глазами мощь и масштабы сражений с участием русских кораблей хотелось многим. Кроме того, разворачивались события Крымской войны. Айвазовский — житель Феодосии —наблюдал огромное количество баталий, писал их. Ему доверяли судовые чертежи, поэтому корабли на его картинах всегда изображены четко и в абсолютном соответствии с их действительным обликом. Даже спустя столетие, моделисты используют не чертежи, а именно картины Айвазовского для реставрации и конструирования моделей кораблей XIX века.
Специально для живописца производились орудийные залпы, чтобы он мог запечатлеть их на полотне. Художник участвовал в сражениях, многократно наблюдал их с суши.
Писал мастер в основном по памяти. Невозможно написать с натуры мимолетный блеск воды под солнцем, набегающую волну, пороховые облачка, дымящиеся над орудиями в пылу сражения.

Живописец создавал не только пейзажи, иногда и портреты. Всего им было оставлено около 6 тысяч работ. Айвазовский мог в течение одного светового дня написать целую картину, что для представителей академической школы живописи не так то и просто.
Художник много путешествовал. Начиная с того периода, когда он — выпускник с отличием художественной академии — несколько лет стажировался в Европе. Будучи в Ватикане, он преподнес в дар Папе Римскому картину с названием «Хаос», на которой изображен пейзаж, в основном состоящий из туч и облаков, который очень понравился понтифику. В Америке Айвазовский писал Ниагарский водопад, будучи очарованным его величием.
У мастера имелось много учеников, некоторые из них обрели затем достаточную известность. Свой дом в Феодосии и коллекцию картин художник подарил городу.
Маринизм как жанр
После видео сеанса для гостей была проведена экскурсия по выставке «Беспокойного моря душа». Экскурсантам было рассказано о зарождении жанра морского пейзажа, о русских и западноевропейских художниках-маринистах, а также о коллекции марин в собрании Пензенской картинной галереи.
Здесь присутствуют работы голландских живописцев, стоявших у истоков зарождения самого жанра художников, рисующих море. Ивор, Бонавентура, Юлиус Парселес, один из первых учеников Айвазовского Лев Лагорио, меценат и живописец Алексей Боголюбов, И.Левитан, И.Репин, Р. Судковский, П. Верещагин — все они писали море и их работы находятся на выставке в нашем городе.
Также имеется ряд работ, созданных в стиле импрессионизма, кисти К.Коровина, В.Борисова-Мусатова, А.Штурмана. В них также угадывается неповторимое очарование морских видов, представленное в своеобразном стиле ощущений, которые обычно стараются передать импрессионисты в своих работах.
Сам себе художник
Еще одним новым приятным дополнением к выставке стали мастер-классы, которые проводятся сотрудниками картинной галереи для всех желающих по окончании выставки. Любой посетитель, независимо от возраста, может попробовать написать свое собственное произведение в жанре маринизма в любой технике. Автору этой публикации посчастливилось побывать на мастер-классе «Пуантилизм. Белеет парус». Гости музея своими руками создали произведения в очень интересной технике — пуантилизм, или живопись точками. Очень романтичными и передающими особое настроение получились парусники, плывущие на фоне заката.

Эта техника сродни импрессионизму, но ее можно сравнить и с выкладыванием мозаики или пазлов, если хотите. Точки или мазки наносятся на картину, казалось бы, в хаотичном беспорядке, однако законченная работа приобретает очертания, и сквозь мешанину точек и мазков проступают контуры предметов. Создается впечатление, что смотришь на пейзаж сквозь мокрое стекло. Очень необычная техника, она лежит в основе работы густыми красителями.
В летние каникулы и пору отпусков очень замечательно провести время среди красивых полотен, насладиться морем, которое смотрит на нас с каждой картины, попробовать изобразить его самим. В процессе подготовки данной выставки сотрудники картинной галереи задействовали все свои возможности для того, чтобы познакомить посетителей с таким прекрасным жанром художественного искусства, как маринизм. Источник фото: фото автора