14° ... 14°, ветер 2 м/с
94.09
100.53
Традиции Нового года и Рождества в Пензе
Журналист
Журналист
Олег Сиротин

В разные периоды пензенской истории самыми крупными и запоминающимися праздниками года оставались Новый год и Рождество. А рождественские традиции, связанные с детскими развлечениями, подарками и благотворительностью в пользу бедных детей, неизменно соблюдались даже в советское время.

4.jpgУже 140 лет назад, в 1876 году, в Пензе существовала традиция — взамен визитов, делавшихся местными дворянами в праздник Рождества Христова под Новый год, жертвовать деньги в пользу Александринского детского приюта — не менее одного рубля. Для этого заготовлялись подписные листы, которые разносились полицией городским жителям, и всякий желающий заменить визиты пожертвованием вписывал в эти листы своё имя. В Рождество 1876 года такой сбор пожертвований дал 352 рубля 20 копеек, из которых 347 рублей были отосланы попечительнице приюта, жене купца первой гильдии А.Г. Похолковой.

Новогодние увеселения для взрослых тоже нередко совмещались с благотворительными сборами. В те же рождественские праздники 1876 года на первое воскресенье января был назначен устроенный пензенским губернатором Александром Александровичем Татищевым и его супругой Лидией Арсентьевной костюмированный вечер. На праздничное мероприятие собралась масса молодёжи в костюмах разных народов: «здесь были русские, татары, поляки, венгры, испанцы, итальянцы и другие в своих нарядных национальных костюмах».

Оригинальных костюмов было далеко за сотню. Все гости веселились и танцевали, когда в разгар веселья в зале появились трое мужчин и женщина в одежде герцеговинцев (в это время Босния и Герцеговина были охвачены восстанием против турецкого владычества): «все они были в чёрных масках, скрывающих выражение их лиц при виде веселящихся представителей разных национальностей; они скромно прошли через зал, мужчины вооружённые кинжалами, а герцеговинка с маленькой шкатулочкой в руках и с бумажным ярлычком на груди, на котором написано «в пользу герцеговинцев».

Только лишь кончилась фигура кадрили, и танцующие уселись по местам, герцеговинка, под руку с хозяйкой, молча стала обходить всех присутствующих, как бы напоминая, что вот вы веселитесь, а есть несчастные, которые терпят пытки голода и холода и неслыханные зверства турецкого фанатизма. Тотчас раскрылись кошельки и в несколько минут шкатулочка герцеговинки была битком набита кредитными билетами…

125 лет назад, накануне Рождества 1891 года, попечительница Александринского детского приюта О. Логвинова устроила в приюте на собственные средства роскошную ёлку для детей. Вот что сообщали «Пензенские губернские ведомости»: «Увешанная сверху донизу в большом изобилии фруктами, конфетами и всевозможными сластями… ёлка сияла огнями, а внизу на отдельных столиках разложены были игрушки, изящные и ценные куклы, чайные приборы и масса разнообразных подарков, при виде которых у детей, что называется, глаза разбежались; особенно сильное впечатление произвела ёлка на шести-семи-летних малюток-сирот, которые были недавно приняты в приют и которым не только наяву, но и во сне ничего подобного видеть не приходилось…»

В 1896 году, 120 лет назад, в певческой зале Петропавловского хора устроил ёлку для маленьких хористов регент Алексей Васильевич Касторский, хорошо известный в Пензе как великолепный хормейстер и преподаватель музыки и пения. К семи часам вечера в зале собрались все певчие и несколько почётных гостей; хор пропел несколько песен, затем всем было предложено приличное угощение — чай, закуска, фрукты. Детям были розданы подарки, причём «помимо конфет, орехов и разных мелких вещей, снятых с ёлки и разделённых между детьми, каждый из них получил ещё какую-нибудь полезную вещь. Тут были готовальни, лобзики, пеналы, книги, краски, карандаши и тому подобное…»

2323.jpgВ это же время в зале Пензенского Дворянского собрания был устроен литературно-музыкальный вечер в пользу «недостаточных» студентов-пензяков. Хозяйкой вечера была княгиня Е. Святополк-Мирская, в концерте принимали участие музыканты А. Панчулидзева и Е. и А. Смагины. Чистый сбор с вечера — 642 рубля 34 копейки — был представлен губернатору, князю П.Д. Святополк-Мирскому, для отсылки инспектору Московского университета.

В 1901 году, 115 лет назад, новогодний танцевальный вечер в Дворянском собрании «отличался разнообразием танцев и богатством котильонных туров»; играли попеременно два военных оркестра. «Показатель времени танцев, в виде огромного часового циферблата, по которому двигалась стрелка, был прикреплён на балюстраде хоров и отлично виден в зале». При входе гостям раздавались программы танцев, напечатанные на «изящных маленьких лакированных карточках с шёлковыми лентами для прикрепления».

А тем временем на катке Вольного пожарного общества на реке Пензе была устроена ёлка на открытом воздухе. В пятом часу вечера под звуки военного оркестра на ёлке, украшенной разноцветными стеклянными фонариками и массой блестящих предметов, зажглись все фонарики и бенгальские огни. Получилось «красивое и оригинальное зрелище». Затем под звуки музыки конькобежцы устроили танцы.

Даже 95 лет назад, в 1921 году, в разгар гражданской войны и разрухи, давняя традиция соблюдалась — в течение святок во всех детских домах Пензы устраивались рождественские ёлки, сопровождавшиеся «детскими играми, спектаклями, литературно-музыкальными вечерами». Однако затем Рождество, как и все религиозные праздники, было «выброшено из советского календаря и обречено на полное забвение» — более чем на десятилетие.

1212.jpg И только в 1936 году, 80 лет назад, рождественская (теперь — новогодняя) ёлка вернулась к российским детям. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» была опубликована небольшая статья за подписью члена ЦК ВКП(б), второго секретаря ЦК КП(б) Украины П.П. Постышева — «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку… — говорилось в статье. — Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка! (…) Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для детей нашей великой социалистической родины…»

Столь категорическая рекомендация тут же возымела действие — в первые дни января газета «Рабочая Пенза», цитируя слова товарища Постышева, заявляла: «Ёлка — зелёное нарядное деревцо, украшенное красивыми сверкающими игрушками, — желанная гостья в каждом доме, где есть дети, в каждой школе, детском доме».

Городское лесопарковое хозяйство тут же заготовило ёлочки для продажи, торговля ими велась в течение всего периода школьных каникул — до 10 января, во всех магазинах культтоваров по Интернациональной (Московской) улице. Вскоре был опубликован и первый очерк о новогодних ёлках, устроенных в Доме культуры Казанской железной дороги (ДК имени Дзержинского), — одна для учащихся школ номер один и два, и маленькая, в фойе, для дошкольников. В очерке отмечались изумление и радость детей, многие из которых знали о ёлке только из книг и по рассказам старших. Как и полагалось, были украшения, танцы, подарки, и, конечно, яркая примета времени — «написанные золочёными буквами и обвитые кругом ёлки слова: «Спасибо товарищу Сталину за счастливую жизнь!»

Источник фото: jes-ss.livejournal.com, babiki.ru, www.restoran.bestgood.ru, в-стихах.рф,school67.net

Похожие статьи