Театр в кубе. «Влюблённый Журден» в постановке театра Доктора Дапертутто

Неудивительно, что «Театр Доктора Дапертутто» в течение несколько февральских дней знакомил зрителя со своей новой работой, стартовав в день рождения Мейерхольда «по семейному календарю» (согласно точному переходу со старого стиля на новый день рождения празднуется 9 числа, но сам мастер по сложившейся привычке отмечал его 10-го).
Спектакль «Влюблённый Журден» поставлен по пьесе Михаила Булгакова, в названии которой главный герой обозначен «полоумным», однако режиссер Наталья Кугель решила сместить акценты в характеристике этого персонажа.
По сути булгаковская пьеса «Полоумный Журден» является адаптацией пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве», но ее особенность в том, что у Булгакова актеры сначала играют участников труппы театра Мольера, которым только что передали новую пьесу, и уже именно эти актеры играют роли героев самой пьесы.
У Мольера Журден действительно почти сумасшедший, невменяемый в своём желании стать аристократом. Генезис этого социального комплекса зиждется на раздутом тщеславии.
У Булгакова он скорее — чудак, которого все обманывают, а тот лишь обманываться рад и может вызвать своим положением даже какое-то сочувствие. В постановке Кугель акцент сделан ещё и на том, что Журден влюблён в прекрасную маркизу Доримену, и именно это доставляет ему наибольшие страдания в плане социального неравенства.
Да, он смешон в своём желании быть похожим на вельможу. Нанятые им для имитации настоящей аристократической жизни жуликоватые учителя музыки, танцев, фехтования и философии понимают природу желаний своего работодателя и халтурят по-чёрному, не столько пытаясь обучить Журдена своим предметам, сколько потянуть программу в рамках оплачиваемых часов.
Журден так наивен и глуп, что ориентируется в светском поведении на сомнительного знакомого — разорившегося маркиза Доранта, который, пользуясь средствами Журдена латает дыры своего бюджета и спекулируя своим титулом шельмует в своём наставничестве по commeilfaut.
Комедия «Мещанин во дворянстве» обогащена Булгаковым героями и эпизодами из других пьес Мольера («Брак поневоле», «Скупой», «Дон Жуан»), ибо драматург хотел показать ещё большее разнообразие мольеровских характеров и ситуаций.
Особый интерес представляет многослойность пьесы Булгакова, о которой я уже упомянула. Если вы являетесь постоянным зрителем «Театра доктора Дапертутто», то можно уловить, что пьесу удалось «запаковать», умножить на театр еще раз.

Многие из актёров труппы имеют определённый багаж ролей, зная об этом, улавливаешь особую иронию в их реакции на «разнарядку».
Алексей Водопьянов уже давно играющий не только главные, но и, я бы сказала, стрежневые роли в постановках ТДД, выступает в таком качестве и в данном спектакле.
Его Журден несколько усталый и безразличный именно за счёт того актёра, который играет Журдена, а вовсе не из-за самого Водопьянова, ведь в начале пьесы этот персонаж всячески отмахивался от новой постановки, больше всего мечтая отдохнуть от театра в любимом кабачке.
Ещё не успевший вылезти из женского платья с прошлой роли актёр, которого играет Иван Коновалов, опять получает женскую роль, причём снова — это отнюдь не воздушное существо, а вариация на тему гром-бабы. Учитывая, что самому Ивану приходится часто играть именно таких женщин, становится интересно втройне.
Андрей Баронов — незаменимый актёр ролей второго плана играет актёра второго плана, которому вновь выдали роль второго плана.
Новичкам труппы ТДД — Денису Рогожникову и Дмитрию Аксёнову, выдали роли молодых актёров, которые по умолчанию должны соглашаться на все. Парочка ролей каждому — и прикрывание тылов в Мольеровском театре, и словно бы задание испытательного срока по адаптации к реалиям ТДД, где ты зачастую должен суметь перевоплотиться несколько раз за один спектакль.
И подобные «расследования» игры двойного уровня можно провести насчёт каждого участника труппы.
Александр Стешин, служащий в Пензенском драматическом театре, не первый раз участвует в постановках ТДД. Он всегда органично вписывается в коллектив, и лишь одна деталь внешнего облика по-прежнему выдает в нем приглашённого гостя — Стешин может позволить себе не бриться, женские характеры ему пока что не предлагают.
Если задаваться вопросом актуальности поставленного материала, то на ум приходит только одно: театр не стремиться в данном случае выделить какую-то остро- социальную линию и соотнести происходящее в пьесе с современными реалиями.
Театр в данном случае говорит о театре. О том, что это - удивительный мир с грандиозной, сильной традицией. Кроме того — это живой и гибкий организм, который на многое способен, но зрителю стоит иногда просто подумать о его здоровье и условиях, в которых он существует.
Интересным фактом в истории пьесы Булгакова является то, что в при жизни писателя и драматурга большинство крупных театров отказались от постановки.
Понятно, что истинной причиной была политическая подоплека в отношении к автору, но при отказах в качестве одной из основных причин приводились необходимость сложного технического оснащения (в «Полоумном Журдене» Булгакова необходимо многократно и оперативно менять декорации и обеспечивать различные трюки героев).
Если знать об этом факте, то цельная и безо всякого ущерба в плане трюков (одни настоящие бои на шпагах чего стоят), декораций и костюмов постановка на крохотной камерной сцене ТДД — настоящий вызов тем лицемерным отказам из прошлого.
Мейерхольд и его биомеханика идеально встраивается в логический ряд мольеровского и булгаковского замыслов, рискну предположить что по количеству трюков, падений, движений и жестов «Влюбленный Журден» лидирует среди других постановок ТДД.
Да и костюмы в этот раз всячески стремятся не просто подчеркнуть, но и гиперболизировать многослойную театральность: такой комической избыточности, яркости и перегруженности во внешнем облике практически каждого персонажа не было давно. Отсутствие вкуса и меры у персонажей ведет за собой отсутствие вкуса и меры художников «внутреннего» театра и с куражом подхвачено художниками по костюмам Театра Доктора Дапертутто.
Так что 30-й спектакль коллектива можно считать и отличным зрелищем, и своего рода некоей игрой с элементами самоиронии. В постановке задействованы 9 актеров. В репертуаре театра — это 30-й спектакль.