«Театр на обочине» и группа «Другие»: «Игры времени». Итог— ничья
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
28 октября на сцене Библиотеки им. Лермонтова состоялась премьера, которая даже из-за заявленного формата (рок-спектакль), обещала быть, по меньшей мере, интересной, а творческие силы, которые объединились для осуществления этой постановки — «Театр на обочине» и известная пензенская рок-группа «Другие», потенциально могли собрать очень интересных людей в качестве зрителей, дополнить и обогатить аудиторию друг друга и выдать что-то необычное, создать эдакого арт-кентавра и пустить его резвиться по полю искусств на радость окружающим.



Спектакль назывался «Игры времени» и был задуман как театрально-музыкальное размышление на достаточно серьезные темы, связанные с отпущенными нам на всё про всё фрагментами бесконечности. «Другие» взяли за основу песни со своего альбома 2016 года «Сны о времени и людях», а «обочинцы» накопали очень разного материала на эту тему у таких авторов как Метерлинк, Макс Фриш, О'Генри, Ремарк, Павич, Михаэль Энде и братья Стругацкие.

Настроение «в ожидании чуда» начиналось в гардеробе, в фойе, да что там — уже в общественном транспорте: люди, понимая, что им по пути, уточняя «здесь ли надо выходить, чтобы попасть на рок-спектакль» (дальнее Арбеково для многих по-прежнему — темный лес), начинали знакомиться.

Вообще, пришедшие зрители, их взаимодействие, их разговоры, оказались едва ли не интереснее всего остального в итоге. То, что большой зал библиотеки был заполнен на 100 процентов, и администаторам приходилось решать вопросы по рассадке гостей в режиме цейтнота и экстренно-магического увеличения принимающих возможностей зала еще на пару десятков процентов, — не могло не радовать.

Только чуда в итоге не произошло, и вместо Кентавра получился Тяни-Толкай о двух головах, смотрящих в разные стороны. Нельзя назвать происходившее на сцене борьбой двух противоположностей, нет, все было довольно мирно и скучно, как в семье разных людей, продолжающих сосуществовать в силу привычки.

Дух конфликта вносили разве что неадекватно разные технические возможности, коими были наделены коллективы: «Другим» — и три четверти сцены, и постоянное присутствие на ней, и децибелы, и то самое время.



О, они явно обыграли «обочинцев» в чисто количественной игре, мне даже сложно сказать — фрагменты ли всех заявленных авторов успели втиснуться между песнями обширного сет-листа, в результате спектакль почти сравнялся по времени с операми Вагнера, и многие зрители начали откровенно скучать и играть в телефоны, а те, кому главный герой постановки — время оказалось слишком дорого, просто покидали зал.

По-моему нет ничего грустнее пустеющего на глазах зала, который изначально было столь наполнен. Вернее так: когда те, кто держит в своих руках выступление, уверены в своей правоте, то пустеющий зал — не повод расстраиваться. А когда ты не очень понимаешь, с чего, собственно, уходят: с концерта «Других» или со спектакля «Театра на обочине», а может и просто потому, что все это вместе — слишком долго, а из Арбеково после восьми уехать очень сложно, то это очень деморализует.



С другой стороны, сложно представить, что режиссер Марина Ливинская — наивная девочка и оказалась в такой ситуации по злому умыслу коварных «Других». Можно предположить, что ей либо было не так уж интересно биться за свой материал, либо она понимала, что эта совершенно неподходящая театру сцена и этот зал с сомнительной акустикой и конторскими откидными стольчиками на креслах делают все попытки соблюдения баланса бестолковыми.

Обычно же с «обочинцами» дышишь одним воздухом, смотришь им в глаза и ловишь их апельсины, а тут весь интерактив ограничен полоской между сценой и первым рядом и весь пространственный рисунок, на который могут быть способны ребята, — это выстроиться в шеренгу или что-то наподобие. Слышно их было очень плохо, разве что в сценках, где присутствовал какой-то сатирический подход, было поживее с восприятием.

Теперь о музыке. Буквально с первых сыгранных нот вспомнился ныне уже не существующий (или замороженный на неопределенное время) «Бэнд на обочине» — коллектив, который несколько лет назад работал вместе с одноименным театром, создавая музыкальную канву для постановок.

И это по всем ощущением — не был придворный оркестр, созданный, чтобы обслуживать театр, просто у людей настолько совпали мысли, вибрации и общая эстетика на том отрезке творческого пути, что не возникало никаких вопросов, почему они вместе.

Тут вопросы возникли сразу. Группа «Другие» упоминает слово «время» по десятку раз в каждой песне, но в данном случае — это не повод думать, что они имеют в виду то же самое, что и актеры «Театра на обочине». Композиции «Других» — это такие нео-романтические игры-бродилки. Зашел — бродишь — вышел. Иногда даже упустил из виду все детали, встретившиеся тебе на пути.

Как-то совсем не сочетается с одной стороны перегруженность песен «Других» — текстом, гитарами, смыслами, а с другой – стремление выжать ключевое, главное, по-минимуму из объемных литературных произведений у актеров «Театра на обочине». Тут уже проигрывали «Другие», потому что на фоне количественной аскезы слова музыкантам прямо-таки требовалась «таблетка от жадности».

Самое чудовщиное — это когда во время, отведенное обочинцам, когда они произносили свои монологи или диалоги, кто-то из «Других» просто перебирал струны гитары в качестве музыкального сопровождения, словно мы смотрим сериал о ребятах с нашего двора на канале «Россия».

Извините, простите, но «Театр на обочине» приучил нас, своих зрителей как минимум к музыке наподобие Sparks, а теперь отчего-то готов довольствоваться гитарными переборами.

Довольно интересно, есть ли шанс, что этот проект будет жить, возникнут ли планы на его пересмотр или закрепление с какими-то иными пропорциями у создателей. Потому что очень сложно сказать, что нам, зрителям удалось увидеть в этот вечер — концерт или спектакль и с кого спрашивать.

Эти игры показали ничью. Совершенно ничью постановку.

Похожие статьи