13° ... 13°, ветер 3 м/с
94.09
100.53
Театр Доктора Дапертутто: споры об очередях
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Почти два года назад мы публиковали свои рассуждения о билетной политике Театра Доктора Дапертутто. Однако, как выяснилось, тема не оставляет равнодушными многих наших читателей до сих пор. В социальной сети Facebook появилось много развернутых комментариев. А мы в свою очередь делаем небольшое по ним ревю.

363636.jpg

Эпизод из жизни


Несколько месяцев назад один товарищ поинтересовался у меня, как проще достать билеты на постановку в Дом Мейерхольда. Я спросил, откуда у него возник интерес, и он пояснил, что хочет заполучить их ко Дню рождения своей мамы. Я рассказал, как работает система.

Когда миновал день X, я решил узнать, успешно ли прошла операция «Мейерхольд». «Это жесть, ― ответил товарищ. ― Ничего не получилось. Тетки, стоявшие передо мной, все скупили. Я взял билеты ― но совсем на другую дату, подарка не получилось».

На что жалуемся?


Напомним читателям, в чем суть поднятой проблемы. Театр Доктора Дапертутто справедливо считается «уникальным предложением» Пензы, выражаясь языком маркетинга. Коллектив, продолжающий традиции commedia dell'arte, вызывает огромный интерес у поклонников театрального искусства.

К сожалению, попасть на постановку ― большая проблема. Билеты на очередной месяц поступают в продажу в последнюю субботу месяца предыдущего и раскупаются практически сразу. Из-за этого раз в месяц перед театром появляется порядком наэлектризованная очередь. Как правило, возникает она часов в пять утра, а к восьми часам кассы уже пусты ― будь то в зной, дождь или стужу.

Важно отметить, что у театра есть группа самых преданных поклонников, которые выкупают внушительную часть билетов, что, наряду с маленькой вместительностью зала, и является причиной дефицита.

Получается странная ситуация. Театр финансируется из бюджета, но попасть в него может только небольшая группа завсегдатаев. От последних часто можно слышать, что это справедливо, поскольку именно они являются истинными ценителями искусства и своеобразного стиля дель арте.

В нашей публикации мы предложили бороться с этим либо технологически (с помощью электронной очереди), либо за счет ценовой политики ― установив цену на пересечении кривых спроса и предложения, тем самым лишив отдельных лиц возможности выкупать весь тираж.

Мнение читателей


С нашей точкой зрения согласны не все. Вот что пишет в комментариях Татьяна Янова:

«Доктор Дапертутто» ― театр камерный, этим все сказано. Да, туда ходит одна и та же публика ― но это та публика, которая понимает это искусство, и актерам для этой публики играть интересно. Проведите эксперимент ― раздайте 20 билетов на спектакль этого театра первым встречным. Половина просто не придет на спектакль, вторая ― уйдет с 10-ой минуты действа. Это театр для своего зрителя. И то, что люди ни свет, ни заря очередь за билетами занимают, говорит о том, что в Пензе есть истинные ценители театрального искусства».

Своеобразно поддержал эту позицию Виктор Шамаев:

«Присоединяюсь к предыдущему оратору ― каждому своё. Я пойду в этот театр, только если мне самому за это заплатят, и вовсе не какие-то там 300 рублей».

Впрочем, деление на «своих зрителей» и всех остальных нравится далеко не всем. Наталья Мокрецова (с сокращениями):

«…Если для посещения спектакля я время могу найти, то для добывания билета уже не в состоянии. И не потому, что мне лень стоять все раннее утро в субботу в очереди, а потому, что нет у меня этого времени вообще и не было ни разу, чтоб в течении месяца не поменялось ничего в расписании, поэтому сие действие (стояние спозаранок в очереди) будет абсолютно бесполезным. И что теперь, я вот и куча таких, как я (а их реально куча, вот точно больше 30) не могут никогда посмотреть ни одного спектакля ― людей, которые много работают и заняты еще много чем, но тоже любят искусство? Вы вот правда почему позиционируете этот театр, как театр "не для всех"? Прав автор, об этом и публикация. Называйте тогда вещи своими именами - клубный театр для членов клуба…»

Актуальный вопрос ставит Марьяна Уразаева:

«А как же быть гостям города, которые хотят попасть в этот театр?»

А вот взгляд Александра Трушкина, в целом, созвучный нашим идеям (с сокращениями:

«…Сейчас система театр «Дапертутто»-зритель находится в равновесии. Спектакли видит мало людей, потому что зал маленький и билеты покупать неудобно […] Но, представим себе, что проблему с маленьким залом решили […]
И вот билетов море, хоть соли, хоть в банки закатывай. Зритель пошел валом. Вот тут то и вылезет на свет божий проблема, озвученная уважаемыми комментаторами.
«Доктор Дапертутто» ― театр камерный, этим все сказано. Да, туда ходит одна и та же публика ― но это та публика, которая понимает это искусство, и актерам для этой публики играть интересно.»
Получается, что для этого уникального театра нужно не только помещение и актеры […], но и специально обученный зритель? Тогда – благорастворение в воздусях. И актерам играть интересно и спец. зрителю смотреть.
Только один вопрос, почему за наш счет? Пересчитать им финансирование в зависимости от количества зрителей и пусть себе ерундой балуются. Хоть по 300 рублей билеты продают, хоть по тысяче, хоть даром раздают».


Узнать, как видит проблему художественный руководитель Театра Докотора Дапертутто Наталия Аркадьевна Кугель читатель может, прочитав наш материал «Билеты в Театр Доктора Дапертутто: взгляд изнутри».

P.S.

«Пенза-онлайн» в целом остается на своих позициях: мы считаем, что сложившаяся практика распространения билетов неправильна. Как ее изменить ― за счет цен, технологий, установлением квот, продажей абонементов или еще как-то ― решать руководителям и кураторам театра. Нам бы очень хотелось, чтобы самобытное творчество Наталии Аркадьевны Кугель и ее труппы стало доступно более широкому кругу пензенцев и гостей города.

И еще. Нам очень приятно, что проблемы, которые мы затрагиваем, находят отклик у наших читателей. Мы с большим интересом читаем комментарии, независимо от того, разделяете ли вы наши взгляды или оспариваете их.

А присоединиться к уже начатой дискуссии на Facebook можно здесь и здесь.

Похожие статьи