Сказка начинается здесь. За кулисами кукольного театра

Кукольный театр — а именно та его часть, что в обычное время скрыта от непосвященных — начинается вовсе не с вешалки. Сердце его — маленькая комнатка на нулевом этаже. Здесь в углу висит огромный разноцветный зонтик. Здесь на столе стоит деревянная ладья с опаленными алыми парусами. Здесь пахнет деревом и краской.

Здесь оживляют неживое.
Наш сегодняшний гость — Валентин Викторов, пять лет проработавший в пензенском «Кукольном доме» заведующим постановочной частью. Или, другими словами, — мастером по созданию марионеток.
— Процесс создания куклы начинается с эскиза, эскизы рисует художник — где-то он есть при театре, где-то работают приглашенные, — рассказывает Валентин. — С «Кукольным домом», например, сотрудничает лауреат «Золотой маски-2010» Виктор Никоненко. Он живет в Москве и с пензенским театром работает дистанционно.
Эскиз ложится на стол к мастеру, который превращает его в чертеж. Персонаж отрисовывается в масштабе — фас, анфас, профиль. После по тому, что получилось, из специального скульптурного пластилина лепится маленькая кукольная голова.
— Затем с головы снимается гипсовая форма, — продолжает Валентин. — И по форме… делается новая голова — на этот раз из папье-маше. Что не нужно — срезается, что нужно — поправляется, заготовка раскрашивается и соединяется с туловищем.
И вот тут-то начинается самое интересное. Ведь куклу мало «научить» ходить, правильно сгибая ноги, или двигать руками. Почти у каждого персонажа, задействованного в постановке, есть свой особенный набор «умений», предписанный ролью, которую он исполняет. Например, в репертуаре «Кукольного дома» есть спектакли, герои которых купаются в настоящей воде, стреляют из ружья, играют на музыкальных инструментах и даже курят. Одним только знанием матчасти здесь не обойдешься — поэтому в ход идут смекалка и фантазия. Бывает так, что нужное решение приходится искать методом проб и ошибок.
— В спектакле «Убить Кароля» у нас есть сцена, где Дед — один из главных героев — стреляет из ружья, — вспоминает наш собеседник. — Я долго думал, как можно сделать этот эпизод более убедительным. Разработал сначала полноценный ударно-спусковой механизм — как настоящий, только уменьшенный в несколько раз. Но он почему-то давал только звук, хотя мне нужен был в первую очередь визуальный эффект.
В итоге от идеи модифицировать само ружье Валентин пришел к идее модифицировать боеприпасы. Итогом его работы стало создание маленьких — в полногтя величиной — патронов, которые состояли из картонной гильзы, запаянной флизелином, и пороховой смеси. Патрон закладывался в ствол ружья, туда же выводился проводок, соединенный с батарейкой, спрятанной у куклы под одеждой. В нужный момент актер нажимал на кнопку и — бабах! — из ствола вырывался сноп сизого дыма. Звук выстрела воспроизводился отдельно через динамики.
Дым и зеркала
Среди персонажей нового спектакля есть даже кукла, которая на сцене будет по-настоящему курить. Вернее, почти по-настоящему — при помощи специального механизма изо рта куклы по мановению руки актера будет вырываться дым. Еще один уникальный герой — попугай. Его мастер изготовил сразу в двух экземплярах — один просто ходит по сцене, говорит и вертит головой, а другой — у него вместо крыльев мягкие тканевые перчатки — играет на гармошке.
Как все это сделано? Пока секрет – но как только премьера состоится, мы им с вами обязательно поделимся. Скажем лишь, что, например, попугая «играет» сразу несколько кукол. На театральном языке они называются «дублями».
— Этот случай вовсе не единственный, — улыбается мастер. — Для кукол вообще довольно часто приходится делать дубли. Например, в том же спектакле «Убить Кароля» «играет» восемь копий Доктора. Он у нас, во-первых, постепенно уменьшается от страха, а во-вторых, постоянно прячется от Деда — то в шкафу, то в диване. «Играющую» куклу ведь не засунешь в диван — вот и пришлось придумывать альтернативы.
Вообще же кукольный театр — явление удивительное. При всей своей простоте и даже архаичности он был и остается уголком старой, доброй сказки, ощущение которой теряется по мере того, как мы становимся взрослее. И современные дети, у которых есть все, что только душа пожелает — от красочных нарисованных мультиков до виртуальной реальности, шагнуть в которую сегодня стало так же просто, как переступить порог собственной квартиры, — на кукольных спектаклях сидят, распахнув в изумлении рты. Или смеются, или грустят. Все зависит от того, какие чувства им по тонкой ниточке сказки хотят передать артисты.
.jpg)
— Ни один мультфильм, никакое 3D-изображение не создаст такого глубокого эффекта присутствия, который создают куклы, — уверен Валентин. — Здесь, в театре, действие пьесы разворачивается у вас на глазах. Вот они — маленькие люди, которые думают, чувствуют, живут. К ним можно прикоснуться. С ними можно поговорить. Смерть театру пророчат уже очень давно. Но я уверен — и через много-много лет кукольные спектакли не утратят своего очарования.