«Шинель» в драматическом театре
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
23 апреля на малой сцене состоялся показ пьесы по произведению Н.В.Гоголя режиссера Константина Бутина, которую представил студенческий театр «Кириллица».

7.jpg

Повесть о маленьком человеке


Надо сказать, что «Шинель» Н.В. Гоголя — достаточно непростое произведение само по себе. Уж как его только не называют: и «повесть в контексте гофмановской традиции, где мечта неизменно разбивается о действительность», и « пародия на романтическую повесть, где «место трансцендентального стремления к высокой художественной цели занимала вечная идея будущей шинели на толстой вате», и «повесть о жизни «маленького человека».

 Произведение Гоголя, как всегда, неоднозначно, оно — то ли трагедия, то ли фарс, а в целом — истинное отображение нашей действительности. Ведь порой жизнь так непредсказуема, что неизвестно, плакать нам, глядя вокруг, или смеяться.

В повести речь идет о мелком чиновнике с очень низким достатком, которых своей скучной однообразной жизнью, своим поношенным видом и даже своим смешным именем вызывает постоянные насмешки и издевательства со стороны коллег, что его еще более удручает. Более того, человечек этот тем более жалок, что, когда подворачивается случай отличиться на работе, он упускает его, предпочитая оставаться в тесных рамках своего мирка, страшась каких-либо изменений.

Однако он вынужден-таки примириться с неизбежностью нововведений в своей жизни в момент, когда становится ясно, что его единственная шинель износилась, и требуется пошить новую.

Герой, отказывая себе во всем, скопил необходимую сумму и стал обладателем новой шинели. Но вскоре он стал жертвой нападения и лишился драгоценной обновки. Стольким пожертвовав, и, в одночасье, лишившись самой ценной своей вещи, маленький человек готов на все, чтобы ее вернуть. По совету доброжелателей, он обращается к «значительному лицу» с ходатайством об ускорении процесса поиска грабителей. «Значительное лицо» представлено в виде типичного начальника, занимающего мало-мальски важную должность и гордящегося этим обстоятельством безмерно. Не разобравшись в деле героя, «значительное лицо» прогоняет его, хорошенько отчитав «для строгости». Несчастный, промерзнув по дороге, вскоре умирает от простуды.

IMG_20170423_183649.jpg

Вскоре в народе проходит слух о появлении призрака, отбирающего верхнюю одежду у прохожих. Некоторое время спустя то самое «значительное лицо» становится жертвой этого призрака, отбирающей у него шинель.

Смерть же главного героя проходит незамеченной между его коллег, среди которых всего один задумался о возможной несправедливости поведения окружающих по отношению к маленькому человеку.

Единственный царь и владыка сцены — талантливый артист


Что касается самой постановки, то она оказалась очень динамичной. Несмотря на скромные размеры сцены Малого зала Пензенского драматического театра, декорации менялись очень часто, сюжетные картины живо сменяли одна другую. Очень точно были схвачены характеры героев, всячески подчеркивались нелепость и гротескность той или иной ситуации. Сцена с выбором имени героя в его младенческом возрасте, когда вокруг постели матери, равнодушной к тому, как будут величать ее дитятю, толпятся обалдевший от радости отец и кучка доброжелателей, своей комичностью противопоставлена сцене издевательств над клерком его коллег (частично вызванным именно его нелепым именем).

IMG_20170423_181112.jpg

Сцена спора героя с портным, когда он уговаривает мастера починить шинель, а тот резко доказывает ему, что и чинить-то нечего, сменяется сценой появления новой шинели, которая является для ее обладателя просто чудом, а вслед за этим сцена кражи и полного отчаяния героя из-за потери его драгоценности. Музыка Глинки, Хачатуряна также подчеркивают напряжение или непринужденность момента.

Актеры очень живо воплотили на сцене персонажей, «значительное лицо» было очень значительным, бабушка-хозяйка квартиры — очень старенькой, согнутой в три погибели, герой — жалким и ничтожным, но, вместе с тем вызывающим безмерное сострадание, а не презрение, а насмешники его кажутся лицемерными и недалекими.

Вот так, при помощи талантливой игры одних и неподдельного интереса других, один не по-апрельски холодный вечер стал по-настоящему теплым, а старая повесть заиграла новыми красками.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи