Рождество. Хоровая версия
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
В органном зале пензенской филармонии состоялся ставший уже традиционным рождественский концерт Академического хора Губернаторской симфонической капеллы под управлением Владимира Каширского. Вообще, этот коллектив хорошо звучит и на площадках покрупнее, однако в последнее время, судя по всему, в нашем городе вся «большая музыка» фактически уходит на небольшую сцену органного зала, только там иногда еще возможно услышать что-то посерьезнее сборных праздничных концертов «в кокошниках».



Хотя в данном случае камерная обстановка способствовала домашней атмосфере самого светлого праздника в году. Только огромная елка в центре зала несколько портила впечатление, визуально поделив хор на две части и совсем спрятав дирижера от зрителей, только самый первый ряд мог видеть коллектив целиком.

В последнее время я встречала немало обсуждений того, что же, собственно, петь обычному русскому человеку в зимние праздники, тема импортозамещения проникла и в музыкальную сферу. И если с Новым годом более-менее все понятно — «Елочка» и «Избушка» все еще неплохо держат оборону, то с Рождеством все не так однозначно.

Дискуссии на тему того, что уместно слушать или исполнять, «не ориентируясь на Запад», обычно заканчиваются ничем: мало кто находит что противопоставить мощным и давно занявшим свое место в музыкально-рождественском мире «Stille Nacht» Франца Груббера, «What Child is this?», написанную на мотив легендарной песни «Greensleeves» или другим классическим рождественским европейским шедеврам. Даже украинский «Щедрик» известен во всем мире и многократно перепевается исполнителями всех стилей, звучит как на праздничных гуляниях, так и в компьютерных играх и мегапопулярных фильмах и мультсериалах. А главного рождественского русского произведения «для масс» словно бы и не существует.

Академический хор пошел по самому правильному пути, составляя свою программу. Музыка ни в коем случае не должна разобщать людей. Поэтому в программе можно было услышать и тропарь «Рождество твое» IV века, который является главным гимном праздника в православной церкви, и романс Чайковского «Легенда» (кстати, все кто рос в 90-е, думаю, прекрасно помнят, как поп-певец Владимир Пресняков-мл сделал из этого произведения настоящий хит), и «Щедрик», и «Радуйся, мир!» Генделя.

В. Каширский: «Мы постоянно думаем над тем, что добавить к традиционному праздничному репертуару — находим и духовные произведения, и народные песни, и интересные песни современных композиторов. Сегодня, например, впервые прозвучит фантазия на тему песен Андрея Эшпая. По сложности все произведения программы тоже очень разные: некоторые достаточно простые, другие разложены на 8 голосов».

Коллаж из песен Эшпая публика приняла очень тепло, ведь большинство из них знакомо многим, их-то может напеть практический любой. А вот, к примеру, сочинение Г. Свиридова «Пушкинский венок» написано исключительно для хора, несколько номеров из этого хорового концерта звучат настолько внушительно, что становится ясно: обычный человек в данном случае может быть только слушателем.

Простым же решением «русской» проблемы в программе хора стали песни «Бубенцы звенят», «Что за дитя в хлеву чужом?», «Тихая ночь». На самом деле, это все те же самые классические рождественские песни, просто с хорошим русским текстом. Почему нет? Среднестатистический русский человек, к примеру, в напевании «Jingle bells» редко двигается дальше «jingle all the way», ну если душа просит, и мелодию знаешь, — значит надо петь! Ведь целый мир, к примеру, поздравляет именинников с днем рождения на мелодию «happy birthday to you», переведя основную фразу на тот или иной язык.

Или, опять же, вспоминается широко распространенная в основном до Второй мировой войны практика перевода отдельных песен и даже целых опер на язык какой-то конкретной страны. Спорный для многих с точки зрения «местечковости» момент, но почему бы слушателю и зрителю не предоставить выбор? Ведь именно благодаря такой практике десятки тысяч людей узнали, что «у любви, как у пташки крылья» или то, что паяц смеется «над разбитой любовью».

Если говорить о минусах концерта, то, во-первых — это какая-то пока неистребимая, увы, проблема со звуком во время «подводок» ведущего, а уж если публика начинает хлопать, разобрать, что говорят между исполняемыми произведениями совершенно невозможно. Не самой сильной стороной хора являются и некоторые сольные партии. Не обошлось и без спонтанного звучания самого «популярного» на концертах всех жанров произведения вот уже в течении лет двадцати — «Nokia Tune», кто-то из публики опять не потрудился выключить телефоны.

Зато «В лесу родилась елочка», прозвучавшая в конце, была исполнена практически в свинговой манере, вполне себе заявка в кросс-жанре к следующему фестивалю «Джаз-май». Но, в общем и целом, очень симпатичное впечатление, так что если вдруг пропустили в этом году — за песенным рождественским настроением в следующем непременно сходите на концерт Академического хора.

В.Каширский: «Главной новогодней и рождественской традицией для нашего хора являются именно эти концерты, к которым мы начинаем готовиться еще в сентябре, с открытием сезона. Что касается чудес, то они в нашем коллективе происходят постоянно».

Фото автора

Похожие статьи