Режиссер татарского театра Равиля Кучер: «Получилось все так, как мы задумывали»
Валерия Волкова
Валерия Волкова
Совсем недавно в Пензе был создан первый татарский народный театр имени Гафура Кулахметова. Нам удалось поговорить с режиссером Равилей Исхаковной Кучер, которая рассказала об особенностях своего проекта.

1.jpg

— Как возникла идея создания татарского народного театра?

— Мы — весь татарский народ — давно об этом мечтали. Я, например, с детства. А потом Бакир Акжигитов, бывший руководитель татарской автономии, как раз обратился ко мне с такой просьбой — с моей помощью создать театр. Так и занялись этим.

— Как долго существует ваш проект?

— Мы работаем с прошлого апреля и уже состоялось шесть выступлений. Вот сейчас как раз готовимся к новому представлению на региональном фестивале. Наш спектакль будет показываться первого ноября.

2.jpg

— Ваши выступления проводятся только на татарском языке? А если его не знать, то можно ли понять смысл?

— Да, конечно, на татарском. Наверное, незнающим понять все-таки сложно. Даже татары иногда не все понимают —в пьесе язык чисто литературный, который доступен не всем. Но когда начали использовать определенный диалект, стало лучше, даже больше народу принялось посещать мероприятия.

— Тогда другой вопрос: насколько заполнен зал во время спектаклей?

— Людей много приходит, обычно полностью. Выступаем мы не только в Пензе, но и в деревнях, так что большое количество народа уже увидело наш спектакль.

— О чем вообще ваше выступление?

— Это постановка по пьесе «Банкрот» пензенского драматурга Галиаскара Камала. Она о человеке, которому всегда мало. Несмотря на то, что главный герой стал богатым, он взял достаточно денег на развитие бизнеса, но возжелал еще. Тогда он решил действовать по примерам преступников из газет, которые воровали в поезде, на пароходе — подсыпали снотворное и забирали деньги себе. Главный герой пошел на такую авантюру: притворился больным и начал рассказывать всем, что его обворовали. Он хотел получить выдуманные деньги, но в итоге поплатился за свою ложь — его посчитали сумасшедшим и объявили банкротом.

23.jpg

— Планируете ли вы какие-то новые постановки? Будете развиваться дальше?

— Да, конечно. Хотим заняться музыкальными спектаклями, потому что у нас, татар, визитная карточка театров как раз такие постановки. У Галиаскара Камала есть много разных пьес: например, авторский перевод всем известной «Принцессы Турандот» под названием «Хан кызы Турандык». Этот спектакль и хотим поставить следующим. Как раз сейчас подыскиваем поющих актеров и актрис.

— Слышала, что выступающих вы набираете из народа. С какими сложностями приходится сталкиваться в работе с непрофессиональными актерами? Нужно учитывать какие-то особенности?

— К нам приходят желающие с разных татарских концертов. Ребята очень интересные, действительно любят театр, так что больших сложностей я не вижу — все готовы стараться. Только не всегда все могут собраться вовремя, потому что приходят, например, сразу после работы и трудно все успевать. Зато все внутренне готовы, чтобы их обучали, потому что самим это нужно.

— То есть, для них это хобби?

— Да, бегут все после работы. Костюмы даже сами ищут и шьют.

— У вас есть какие-то особенно выдающиеся актеры?

— Я бы всех назвала. Но главные у нас — это Хамзяев Василий и его жена. Айрат, который играет брата главного героя. Даниясов, Рамазанова показали себя превосходно. Но остальные тоже замечательно играют — я даже не думала, что так получится. Обычно людей долго обучаю, а тут сразу пришли — только два-три человека играть умели, другие только мечтали, но вот уже выступают очень хорошо.

— А сколько вообще времени требуется, чтобы отрепетировать?

— «Банкир» мы готовили шесть месяцев. Сначала три-четыре раза в неделю собирались, а последний месяц почти каждый день.

— Какие чувства вы испытали, когда смотрели спектакль первый раз?

— Я почувствовала восторг, потому что всегда мечтала попасть на такие спектакли, но не получалось. Сейчас многие режиссеры стали использовать разные технические средства и новшества, но мне хотелось именно ретро-спектакль сделать. Я считаю, что получилось все так, как мы задумывали.

— Над чем вам тяжелее всего работать?

— Мне очень сложно даются технические средства. И потом — я очень люблю пластику, но это довольно тяжело мне. Хорошо, что есть люди, которые с этим помогают мне.

— Вы профессиональный режиссер?  

— Да, я училась на режиссера. Люблю это с детства: первый спектакль поставила в третьем классе со своими одноклассниками, следующий — уже в седьмом с младшими ребятами. Так потихоньку и пошла по этому пути.

— У вас советы для начинающих актеров?

— Тот человек, который любит театр и стремится к игре, который чувствует, что в нем есть этот талант и желание, должен себя пробовать. Нельзя зарывать свой талант — я всегда так говорю. Только не нужно идти в актеры потому, что это модно — надо все-таки любить театр. Если человеку есть, что сказать зрителям, тогда и нужно идти.

На вырученные средства от выступления деятели искусства планируют закупить и безвозмездно передать в сельские театральные коллективы Пензенской области драматургическую и методическую литературу, чтобы развивать эту сферу деятельности среди народа.

Фото из архива Равили Кучер


Похожие статьи