По Пензе с экскурсоводом: Первая женская гимназия (часть 1)

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает свое увлекательное путешествие по центру города Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода. В центре внимания сегодняшней части исторического экскурса – здание Первой женской гимназии.

Рассмотрев во всех деталях памятник Борцам революции, наша маленькая экскурсионная группа продвигается вперед по асфальтовой дорожке, разделяющей Лермонтовский сквер и проезжую часть. Мы останавливаемся напротив величественного здания из красного кирпича, стоящего напротив нас, на пересечении улиц Советской и Лермонтова.
– Первая женская гимназия в Пензе была открыта в 1870-м году на базе женского училища первого разряда, – рассказывает нам Светлана Алексеевна. – Материальную возможность для этого обеспечил пензенский купец первой гильдии, коммерции советник, почетный потомственный гражданин И.А. Кононов, пожертвовавший в 1862-м году на создание женской гимназии пять тысяч рублей серебром. Гимназия имела гуманитарный уклон, контингент учащихся составляли преимущественно дети дворян и чиновников. Срок обучения составлял семь лет. Восьмой класс был педагогическим: многие выпускницы гимназии становились народными учителями. Из выпускниц гимназии следует выделить доктора биологических наук, заслуженного деятеля науки РСФСР Н.Н. Ладыгину-Котс, поэтессу и переводчицу В.К. Звягинцеву.
– А это здание с момента постройки выглядело точно так же, как и сейчас? – интересуется молодой художник.
– Должна сказать, что каждое историческое здание Пензы, а особенно общественного значения, старались перестроить и приукрасить, – говорит Светлана Алексеевна. – В 1897-м году бывшее здесь здание гимназии сгорело, и вместо него было сооружено новое, прекрасное, трехэтажное кирпичное здание, принятое в эксплуатацию в 1903-м году. Автором проекта был Иероним Севастьянович Китнер – видный петербургский зодчий, академик архитектуры, пропагандист так называемого «кирпичного» стиля. Он был также одним из основателей и редактором журнала «Зодчий», который издается по сей день.

– Кажется, я о нем слышала, – задумчиво произносит девушка-художница.
– Вполне вероятно, – улыбается экскурсовод. – Теперь чуть подробнее о стилистике здания. Кирпичный стиль – одно из направлений в архитектуре девятнадцатого века, отличительной чертой которого являлась замена лепных украшений и штукатурки декором из необлицованного кирпича. Постройки с неоштукатуренными фасадами встречались в России и ранее, но это были, в основном, производственные и складские сооружения, казармы, парковые павильоны. Как самостоятельное направление кирпичный стиль сформировался в середине девятнадцатого века. Постройки в этом стиле были относительно недороги и более «неприхотливы» в условиях российского климата, поэтому быстро приобрели популярность по всей стране. Таким образом, кирпичный стиль представляет собой рационализацию эклектики для массового и утилитарного строительства.
Справка «Пенза-Онлайн»: эклектика (эклектизм, историзм) в архитектуре – направление в архитектуре, доминировавшее в Европе и России в 30-90-е годы девятнадцатого столетия. Для эклектики характерно использование элементов так называемых «исторических» архитектурных стилей – неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика, неорусский стиль и т.д. Эклектике присущи, с одной стороны, все черты европейской архитектуры пятнадцатого-восемнадцатого веков, с другой – в ней есть принципиально другие свойства. Формы и стили здания в эклектике привязаны к его функции. Эклектика «многостильна»: постройки одного периода базируются на разных стилевых школах в зависимости от назначения зданий – храмы, общественные здания, фабрики, частные дома. Важную роль играют также и средства заказчика – богатый декор сосуществует с экономной «краснокирпичной» архитектурой.
– Если в «гражданской» эклектике кирпичный стиль был одним из направлений, то в промышленной архитектуре второй половины девятнадцатого века он стал господствующим, – рассказывает Светлана Алексеевна. – В этой области кирпичный стиль продолжает жить в двадцатом веке, органично вписавшись в модерн.
Строительство жилых домов в малых городах и на селе вплоть до шестидесятых годов двадцатого века часто сопровождалось оформлением экстерьера с помощью узоров, выполненных кирпичной кладкой. Перед вами классический образец здания кирпичного стиля. Обратите внимание, как все-таки красива эта бывшая женская гимназия: здание строгое и, в то же самое время, нарядное. Оно угловатое, но главный фасад выходит на Соборную площадь и поэтому усилен четырехгранным куполом. Первый этаж рустован: посмотрите на вязь кирпичной отделки, как будто он опоясан нарядной ленточкой…
(продолжение следует)