По Пензе с экскурсоводом: картинная галерея. Часть 1

Путешествие корреспондента портала «Пенза-Онлайн» в сопровождении профессионального экскурсовода и двух спонтанно примкнувших к экскурсии молодых художников продолжается. Очередной исторический объект на культурной карте города — здание картинной галереи.

Мы еще раз внимательно осматриваем Архиерейский дом, о котором только что узнали столько нового, а затем медленно продолжаем движение. Погода продолжает улучшаться, и наша ранняя экскурсия по центру Пензы все больше превращается в приятную прогулку.
— По улице Никольской мы доходим с вами до перекрестка и поворачиваем налево, на улицу Советскую, ранее — Губернаторскую, — рассказывает нам наш экскурсовод Светлана Алексеевна. — Попутно у нас есть возможность полюбоваться еще одним сохранившимся ажурным железным крылечком. Здание будет от нас справа через дорогу, на углу улиц Карла Маркса и Советской. Это дом государственных имуществ с первой половины девятнадцатого века и до сего времени. Также является памятником истории и культуры. Об этом сообщает охранная табличка на нем. А теперь, прошу за мной.
Мы переходим по улице Карла Маркса до угла и поворачиваем на улицу Советскую. Пройдя по ней до площадки перед зданием Федерации профсоюзов Пензенской области (по старому — Областной совет профсоюзов), где мы и размещаемся лицом к хорошо известному каждому жителю города Пензы строению.
— Улица Советская также, как и Линия присутственных мест — улица Белинского, очень коротка, — продолжает рассказ Светлана Алексеевна. — Однако, несмотря на это, эти улицы сконцентрировали в себе несколько различных пластов истории нашего города. На них расположены уникальные по архитектуре и интересные с точки зрения личностей, чьи имена с ними связаны, исторические здания. На ваш взгляд, к какому из зданий на этой улице можно отнести следующие слова одного из гостей города? «Оригинальное запоминающееся здание — скорее, дворец, чем особняк». Это отзыв о здании напротив, и нашла я его в Интернете. Итак, мы с вами перед Пензенской Картинной галереей имени Савицкого.

В который раз каждый из членов нашей маленькой экскурсионной группы с восхищением поднимает глаза на замечательное белое здание с разноцветной отделкой.
— Своим созданием этот дом обязан Пензенскому поземельному банку, — говорит экскурсовод. — Пензенское отделение Крестьянского поземельного банка не имело собственного здания в Пензе, поэтому его конторы размещались на частных квартирах, что создавало определенные неудобства в работе и вредило престижу финансового учреждения. Вскоре было предпринято решение о возведении репрезентабельного особняка, соответствующего масштабу и статусу банка. Правление банка приобрело частную усадьбу на Губернаторской улице.
Строительство велось про проекту академика архитектуры Александра Ивановича фон-Гогена, широко известного в качестве создателя главного корпуса Академии Генерального штаба и особняка балерины Кшесинской в Санкт-Петербурге. Что интересно, оказывается, что в городе Чернигове в Украине также имеется такое здание и строилось оно тоже как поземельный банк. Выясняется, что это был типовой проект для крестьянских поземельных банков в то время.
Наше строение отличается тем, что поставленное в глубине усадьбы, оно обращено к зрителю главным фасадом и привлекает внимание выразительностью композиции. Особую живописность зданию придает башня, увенчанная четырехгранным шатром и цветные майоликовые панно. Сельскохозяйственная тематика в украшении перекликается с функцией банка. Стиль — модерн, асимметрия, правая сторона отличается от левой. Говорят, что образ этого здания, был навеян архитектору зодчеством скандинавских стран, в частности — финской национальной романтической архитектурой.
Для облицовки особняка из Финляндии был доставлен особый серый гранит. Все работы по отделке здания были закончены в начале 1912-го года. В лучших традициях архитектурного модерна он расположился в глубине квартала и получил выгодный обзор с улицы, став украшением и гордостью города.
— Но кто же исполнил все эти великолепные узоры, да и вообще, кто занимался наружным оформлением здания? – интересуется юноша-художник.
— Почти все эти работы по отделке выполнил преподаватель Пензенского художественного училища, скульптор Константин Алексеевич Клодт — племянник скульптора Клодта — того самого, который изваял знаменитых скульптурных коней на Аничковом мосту в Санкт-Петербурге, — отвечает Светлана Алексеевна. – После революции в здании размещались Губернский комитет партии большевиков и Губернский исполнительный комитет, а позднее — Горком КПСС и Горисполком.
В 1986-м году здание было передано под размещение Пензенской областной картинной галереи имени К.А. Савицкого. Со дня основания галерея размещалась в здании Художественного училища, к которому мы подойдем чуть позже. Конечно, о картинах нужно не рассказывать, их нужно смотреть. Но, следует сказать, что в нашей Картинной галерее есть, что посмотреть. Основой создания музея явилась коллекция картин, пожертвованная городу пензенским губернатором Н.Д. Селиверстовым. Через шесть лет после создания училища и музея коллекция насчитывала уже 224 единицы, через десять лет здесь было сосредоточено уже 450 образцов.
Продолжение следует...