По Пензе с экскурсоводом: Губернаторский дом
"Пенза-Онлайн"
"Пенза-Онлайн"

Полина Елистратова

Корреспондент портала «Пенза-Онлайн» продолжает путешествовать по улицам Пензы в сопровождении профессионального экскурсовода и двух спонтанно примкнувших к уникальной экскурсии художников. Очередной исторический объект, привлекший внимание группы – Губернаторский дом.

Губернаторский дом

Наша маленькая экскурсионная группа делает несколько шагов вперед, в сторону Советской площади. Мы останавливаемся у водонапорной башни, которая стоит сбоку от площади с незапамятных времен. Перед нами с выгодного ракурса предстает следующий объект внимания нашей экскурсии.

– Губернаторский дом занимает центральное положение в ансамбле бывшей Соборной, а ныне Советской площади, – рассказывает нам наш профессиональный гид – Светлана Грачева, – обратите внимание на удачное решение его фасада, выполненного в формах зрелого классицизма. Строгость шести-пилястрового портика, увенчанного треугольным фронтоном, оживлена расположенным по краям тройным итальянскими и большими полукруглыми окнами. Авторство принадлежит, предположительно, архитектору Я.А. Ананьину, использовавшего такие окна в построенных в Пензе по его проекту двух корпусах губернских присутственных мест.

– Простите мое невежество, – смущенно улыбается юный художник, – но не могли бы вы напомнить, что такое фронтон?

– Конечно, – улыбается в ответ Светлана Алексеевна. – Фронтон – это завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. Вспомните, узкие стороны античных храмов всегда оканчивались вверху невысоким фронтоном, поле внутри которого было украшено скульптурными фигурами, а боковые карнизы несли на себе края двускатной крыши сооружения. Существует несколько видов фронтонов – килевидный, полукруглый, ступенчатый, но у нас здесь с вами образец именно треугольного фронтона.

– И правда, здание сразу напомнило мне греческую постройку!

– Так или иначе, строгость и величественность зданию придают пилястры, – продолжает экскурсовод, – видите, в центре – это такие вертикальные выступы стены, обычно имеющие базу и капитель, и тем самым условно изображающие колонну. Помните, выступы стены – лопатки – мы с вами уже видели на здании дома воеводы. А здесь они имеют капитель – вот такие закругленные сверху штучки. Колонны берут начало как бы тоже на основе – базе. Это и есть пилястры.

Каждый из нас внимательно рассматривает отделку Губернаторского дома, восторгаясь ее лаконичностью и изысканной красотой.

– Теперь, однако, об истории дома, – говорит Светлана Алексеевна. – После восстановления в 1801-м году Пензенской губернии губернатором в Пензу был назначен Филипп Лаврентьевич Вигель, который не смог занять бывшую резиденцию пензенских наместников и вынужден был временно поселиться на частной квартире в доме действительного статского советника А.Н. Колокольцева.

Председатель Верхнего суда в Пензе, действительный статский советник Аполлон Никифорович Колокольцев возводил эту усадьбу для своей любимой жены. Но после семейной драмы (она сбежала с заезжим уланом), он продал и трехэтажный большой дом, и двухэтажный флигель рядом с ним в казну за двадцать тысяч рублей ассигнациями, по меркам того времени – это бесценок.

Вообще, род Кольцовых, к коему принадлежал первый владелец этих двух исторических зданий, в истории России очень знаменателен. Его представители отличались, как и на полях сражений за Россию-матушку, так и на других поприщах служения Отечеству. Что качается губернатора Пензы, то тайный советник Вигель восемь лет жил в этом доме и отсюда управлял подвластной ему губернией. С тех пор этот дом служил резиденцией для всех губернаторов вплоть до революции 1917-го года и получил название губернаторского. А улица стала именоваться Губернаторской.

В середине второй декады восемнадцатого столетия сюда, в Пензу, губернатором был назначен Михаил Михайлович Сперанский, которого вы все хорошо знаете как…

– Реформатора! – восклицает девушка-художница.

– Именно, – кивает Светлана Алексеевна. Сперанский был русским общественным и государственным деятелем времен Александра I-го и Николая I-го, реформатором, законотворцем, основателем российской юридической науки и теоретического правоведения, действительным членом Императорской Российской академии, почетным членом Императорской Российской академии и Императорской Академии наук, воспитателем наследника-цесаревича Александра Николаевича.

К слову сказать, Сперанский – это не настоящая фамилия известнейшего исторического деятеля, скорее, псевдоним, полученный им и ставший его фамилией. По отцу он – Васильев, сын причетника церкви. Фамилия Сперанский образована от латинского глагола spero, sperare – «уповать, надеяться». Она была придумана Матвеем Богословским – дядей Михаила Михайловича. Правда оценки, относительно того времени, когда это произошло, расходятся. В одних источниках говорится, что это случилось это во время его учебы по Владимирской епархиальной семинарии, где он показал великолепные знания, в других, что при зачислении будущего политического мыслителя в Петербургскую духовную академию.

Вообще, при определении детей церковнослужителей в духовное училище им старались дать благозвучную фамилию на будущее. В семинарской среде даже бытовала поговорка, в которой перечислялись основные источники искусственных фамилий: «По церквам, по цветам, по камням, по скотам, и яко восхощет его преосвященство». Поэтому многие неблагозвучные фамилии крестьян, например, происходят от искусственных фамилий, даваемых им на момент, когда в России вводилось это понятие – Фамилия, что в переводе на русский, означает – «семья».

Сперанский попал в Пензу после царевой опалы и как бы в ссылку. Может, поэтому его так прохладно и пренебрежительно встретили знатные пензяки. Зато прощались с ним со слезами сожаления, потому, что как человек и чиновник, он был внимательным и любезным со всеми и был доступен для всех. Стоит также отметить, что период его правления был самым «урожайным» для наград всем, кто с ним работал. После Пензы он был назначен генерал-губернатором Сибири.

О Пензе Сперанский говорил так: в письме дочери – «здесь люди, вообще говоря, предобрые, климат прекрасный, земля благословенная… Скажу вообще: если Господь приведет нас с тобой здесь жить, то мы поживем здесь покойнее и приятнее, нежели где-либо и когда-либо доселе жили. Я ничего более не желаю, как провести и кончить остаток дней моих в Пензе».

После революции 1917-го года в бывшем Губернаторском доме размещались различные учреждения. Кстати, именно здесь была провозглашена советская власть в Пензе, о чем свидетельствует памятная доска на здании. Еще одна мемориальная доска повествует нам о том, что здесь жил писатель Огарев, друг и соратник Герцена, создатель цикла стихотворений о быте русского народа, певец борьбы и свободы. Сюда на службу в канцелярию губернатора прибыл он на время своей ссылки. Он был выслан под надзор полиции и наблюдение своего отца.

Будучи сосланным в Пензу, Огарев исполнял обязанности в должности актуариуса в канцелярии губернатора А.А. Панчулидзева в этом доме. Такие расхожие выражения как: «И пошли они солнцем палимы», «Назови мне такую обитель, я такого угла не видал, где бы сеятель твой и хранитель, где бы русский мужик не стонал?» – принадлежащие перу его современника, поэта Некрасова, болью отзывались в сердце одного из создателей «Колокола» Николая Огарева. Он один из первых помещиков России, кто освободил крестьян своего села от крепостного права. Правда, опыт этот его был не совсем удачным. То ли сами крестьяне были не готовы к свободе и смотрели на его благодеяние как на барскую причуду, то ли сам Огарев что-то не учел в своих благих намерениях.

«Здесь не мыслят, не чувствуют» – писал Николай Платонович из Пензы, – «Здесь играют в вистик, и ведут кое-какие свои делишки; а уж если кто и вздумает полиберальничать, то уж так выместит на своих крестьянах всю несоответственность головы и сердца, что волос дыбом станет… Поживите в провинции, послушайте вопль утесненных, посмотрите на жестокость даже либералов-помещиков…». Такую характеристику дал Огарев пензенским господам.

Но он с теплотой отзывается об уютном первом семейном гнездышке в здании Дворянского собрания на втором этаже. Вот это полукруглое окошко на третьем этаже Губернаторского дома как раз из светелки Марии Рославлевой. К слову сказать, в браке с ней Огарев не был счастлив. В Пензенских краях Огарев дважды был влюблен, дважды женился, сначала на Марии Рославлевой, племяннице губернатора Панчулидзева, затем на соседке по имению отца Наталье Тучковой.

На сегодня Губернаторский дом восстановлен, здесь размещается второй корпус Картинной галерее. На третьем этаже Губернаторского дома – зал торжественных приемов. Рядом с Домом губернатора – здание слева – дом, который строился как флигель дворянской усадьбы, затем был домом вице-губернатора…

(продолжение следует)

Источник фото: ru.wikipedia.org

 

Похожие статьи