Пензенская альтернативная сцена. «Адамант»: A Kind of Magic
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов

Группа «Адамант» вела активную деятельность относительно недолго, но смогла стать явлением по-своему уникальным. И дело даже не в том, что рок-группа, полностью состоящая из девушек, событие нечастое по меркам  не только пензенской, но и российской сцены. 

Верхний ряд: Тая Алексухина (Гришина), Екатерина Дубровина (Шукшина), Анна Бужина. Нижний ряд: Дарья Пурисова, Майя Алексухина

Бывает музыка плохая, бывает хорошая. Бывает завораживающая, а бывает холодная пустышка. А иногда ты слышишь музыку и понимаешь, что это уже не просто звук, это магия. Она не зависит ни от сложности материала, ни от качества записи, она может скрываться в созданных на небесах шедеврах Queen и мрачных полулюбительских записях Joy Division. А сколько такого волшебства мир просто не успел разглядеть?

Сегодня мы хотим рассказать о коллективе, ныне недействующем, но ставшим одним из самых необычных команд нашего города. Когда группа «Адамант» появилась на пензенской сцене, не заметить её было невозможно. Квартет полностью состоял из девушек. Место за барабанами заняла Анна Бужина, за клавиши отвечала Екатерина Дубровина, а на гитаре и бас-гитаре играли сестры-близняшки Майя и Тая Алексухины. Через несколько лет Анна покинула коллектив, и новой барабанщицей группы стала Дарья Пурисова.

Отдельные циничные комментаторы периодически сравнивали «Адамант» с популярными на тот момент коллективами-однодневками, вроде «Ранеток». Но такие сравнения имели явно притянутый характер. Аналог сценического образа, который  сумели создать девушки, было сложно найти не только в Пензе, но и на более широкой сцене.

Сегодня девушке-артисту трудно рассчитывать на продвижение своего творчества, не эксплуатируя так или иначе собственную сексуальность. Участницы «Адаманта», сами по себе особы более чем яркие, заставили зрителя смотреть в первую очередь не на свою внешность, а скорее раскрывались на сцене именно с человеческой стороны. Не ставя табу, но и не скатившись к образу наивных школьниц, они скорее явили собой пример утонченной юной женственности — архетип, задвинутый современной массовой культурой в дальний угол. Если кто-то говорит, что рок-музыка —это протест, то в этом смысле протеста в «Адаманте» было больше, чем в любой самой эпатажной зубодробильной хардкор-команде, только протеста более тонкого, изящного.

Первый состав «Адаманта» 

Но главное, конечно, не в этом. Музыка и стихи группы, совершенно непохожие на творчество любого другого пензенского коллектива, создавали то самое ощущение, что на сцене творится магия:

 

Глаза цвета крепкого чёрного чая

Опять и опять по мне скучают,

Пытаясь закрыть пеленою прошедшие дни.

Я руки кладу на усталые плечи,

Опять утверждаю, что время залечит.

Забудешь меня, и забудутся песни мои.

 

А в доме моем, как прежде все старо,

В углу стоит моя гитара.

Ты так не любишь молчание этих струн.

Не сказано мною последнее слово,

Забыты строчки рок-н-ролла

Меня спасли — и тебя спасут.

 

Группа образовалась осенью 2007 года. Любопытно, что изначально она не была чисто женской; более того она даже не была квартетом. Изначально вместе с Катей, Таей и Майей играли молодые люди — на барабанах и ритм-гитаре. Однако, как заметила Екатерина, текучесть мужских кадров в коллективе не позволяла нормально работать, и девушки задумались о поисках барабанщицы.

— Группа «Адамант» функционировала под негласным лозунгом «Свобода, равенство, братство», — вспоминает Аня, пришедшая в коллектив в начале 2008 года. —  То есть на самом деле этого лозунга не звучало, но анализируя нашу деятельность, вспомнились эти слова. Я очень и очень счастлива, что познакомилась с девчонками, и они взяли меня в группу. Я думаю, каждый, кто знает Тишу, Майю и Таю, понимает, о чем я говорю. Это невероятно искренние, жизнерадостные, доброжелательные, открытые, талантливые и при всем этом удивительно скромные люди. (Тишей друзья часто называли Катю — прим. автора)

С приходом Ани группа развила бурную деятельность: выступления на городских мероприятиях и сольные концерты, затем участие в конкурсе-фестивале «Открытый звук» и вечерах «Битломании» в кинотеатре «Современник».

— Думаю, на «Открытом звуке» было наше лучшее выступление, —рассказывает Екатерина. — Это, наверное, самое грандиозное, что с нами было. Хотя на тот момент мы еще были зеленые и сами не знали, что надо делать.

— Лично у меня были грандиозные планы на самом деле. Я хотела записать альбом, снять клип и так далее,  — признается Тая.  — Выступать старались везде, где только можно.

Серьезным испытанием для группы стал уход Анны Бужиной. Поиски новой девушки-ударницы, как и в прошлый раз, затянулись на несколько месяцев. Сменившая Аню за барабанами Даша Пурисова делится впечатлениями:

— Как ни странно прозвучит, для меня «Адамант» — история даже не про музыку. Не в первую очередь. Это история про преодоление страхов, которых бывает так много в юной голове. Девчонок многие знали уже в то время, когда я только пришла учиться в музыкалку и с трудом координировала руки-ноги. Естественно, они были для меня звездами!

 

Второй состав «Адаманта»

По словам участниц группы, Даша, несмотря на свои страхи, стала «двигателем прогресса», постоянно стимулируя группу к работе и, тем самым подарив нам ещё несколько лет «Адаманта». Снова начались регулярные выступления.

Но, видимо, такое свойство у магии: она не может продолжаться бесконечно. Последний раз перед публикой группа выступила в 2013 году. Еще до этого полномочия клавишницы сложила с себя Екатерина, и концертную деятельность группа завершала в формате трио. Рассуждая о причинах, Тиша говорит:

— Пишет каждый в 19 лет. И это на самом деле так: вся наша бурная творческая деятельность приходится на юношеский период. Чем дальше — тем сложнее становилось писать, ибо ты уже не испытываешь тех волшебных наивных чувств, тем меньше было свободного времени, чтобы взять вечером гитарку и побрынчать, тем больше росла проспать между «хочу заниматься этим» и «надо делать то».

Впрочем, не все в группе с этим готовы согласиться:

— Если бы я не уехала в Москву, то «Адамант» всё ещё существовал, хотя был бы и не такой, как при первом составе, — приводит Майя свою версию. — Наш с Таей энтузиазм несгораем! Но я думаю, если всем стукнет, то разом соберёмся. Так что я не считаю, что «Адамант» распался. Просто заснул.

Близняшки не оставили музыкальную стезю. Майя живет в Москве и  работает в музыкальной школе, параллельно заочно учится в Московском государственном институте культуры.

А Таисия развила достаточно активную деятельность в родном городе:

— Я продолжаю заниматься творчеством. Работаю в музыкальной школе: преподаю гитару, руковожу детским эстрадно-джазовым оркестром, который мы назвали ANANASBand. Играю в группе «Розариум» и джазовом ансамбле Jamberry. Будем выступать на Jazz-мае: 20-го мая — на открытой площадке с оркестром, а 21-го — с ансамблем Jamberry.

Так что жизнь идет вперед. «Адамант» оставил не так много материала: пара студийных треков, смонтированный видео-концерт и любительские live-записи. Но главное, что осталось после группы — то самое непередаваемое ощущения музыкальной магии у тех, кому посчастливилось увидеть их на сцене. Это стоит очень многого. 


Кстати


Предыдущие публикации в цикле «Пензенская альтернативная сцена»:

  1. Михаил Хорев: музыка как тайное знание

  2. In Motion: курс на Запад

  3. Mississippi Sax: назад в будущее

  4. Доза Тепла: пульсирующий бас и опустошенный голос

Источник фото: фото из архива группы

Похожие статьи