Олег Рубцов о предстоящем Jazz May и пензенском джазе
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
19-21 мая в Пензе пройдет VII Международный фестиваль джазовой музыки Jazz May Penza, ставший за последние годы одним из самых ожидаемых событий в культурной жизни нашего города и Поволжского региона в целом. По мнению собравшихся 5 апреля на пресс-конференции организаторов мероприятия, «Джаз-май» уже завоевал свое место на музыкальной фестивальной карте России, и с каждым годом о нем узнает все большее количество и зрителей, и музыкантов.



Министр культуры и туризма Пензенской области Татьяна Курдова и продюсер фестиваля Олег Рубцов рассказали представителям СМИ о том, что участниками очередного фестиваля станут музыканты из шести стран: США, Испании, Франции, Венгрии, Люксембурга и России, которые представят на площадках мероприятия самые разные направления современного джаза.

Как известно, программа «Джаз-мая» помимо, собственно, концертов включает в себя немалое количество интересных акций, творческих встреч и мастер-классов, проходящих по всему городу в преддверии фестиваля и во время его проведения, большого количества околомузыкальных активностей на Юбилейной площади, становящейся сердцем фестиваля. Немало вопросов от журналистов организаторы получили именно насчет того, как в этот раз «Джаз-май» будет наполнять город музыкой и особенным настроением, повторятся ли запомнившиеся мероприятия прошлых лет, и какие сюрпризы ждут горожан в этом году.

Признаюсь, что меня всегда в большей степени на «Джаз-мае» интересует музыкальная составляющая, ибо интересных непопсовых концертов в нашем городе проходит крайне мало. Поэтому в первую очередь захотелось поговорить с продюсером фестиваля Олегом Рубцовым о степени вовлеченности города именно в концертные события и важности того, чтобы помимо нескучных прогулок или посиделок на поражающей воображение размахом креатива и страсти к творчеству главной джазовой площади, горожане пошли, купили билет и послушали джаз не только на открытом воздухе.

— Что такого фундаментального должно произойти, чтобы у всех нас каждый год даже не возникало сомнений в том, что очередной фестиваль состоится?

— Думаю, сейчас уже сомнений, что фестиваль в этом году будет, практически не осталось. Другое дело: фестиваль по-прежнему не может существовать засчет продажи билетов, да и поддержку области в идеале надо свести к нулю. Фестиваль не должен быть бременем для областного бюджета, пока же он по-прежнему им является, хотя в прошлом году по итогам он был минимально убыточным — резонансное во всех отношениях мероприятие с общим бюджетом 2,5 млн рублей в прошлом году обошлось области в 300 тыс. рублей. Но по идее именно засчет продажи билетов должна возвращаться та сумма, которая выделена из бюджета.

Договоренности со спонсорами тоже есть, мы очень рады, что таковые существуют, но если по какой-то причине мы теряем хотя бы одного, если у партнеров меняются приоритеты, это нормально, но неизбежно образуется какая-то «дыра», приходится от чего-то отказываться. Могу сказать, что за «Джаз-май» -2017 беспокоиться уже не стоит, спонсорский пул у нас достаточно традиционный, сложившийся. Какие могут быть еще варианты? Возможно получение какого-то масштабного гранта на несколько лет, но пока этого нет. В целом можно сказать, что мой энтузиазм продолжать фестиваль не исчезает, я прикладываю все усилия, чтобы «Джаз-май» каждый год проводился в Пензе. Почему? Я люблю наш город, я люблю музыку, мне интересно над этим работать.

— Главные принципы составления музыкальной программы?

— Хочется показать Пензе что-то интересное, принцип всегда — разножанровость и разноплановость программы, надо стремиться к тому, чтобы каждый нашел себе что-то по душе. Например, я уверен, что девочкам в этом году будет более чем симпатично трио из Люксембурга (Dock in Absolute), а мальчикам ( и папам, и дедушкам) предоставится возможность постоять на ушах, когда услышат джаз-рок от фьюжн-команды Electric Shock. Кто станет главными звездами, сложно предугадать. В прошлом году для меня было потрясением, что Даниил Крамер не собрал зал.

 Если «поставить» на Мариам Мерабову, звезду третьего сезона телепроекта «Голос» именно думая о раскрученности «Голоса», то тоже не так все однозначно, ведь после третьего сезона популярность проекта вообще пошла на убыль, даже победителей зрители могут достаточно быстро забыть, несмотря на то, что в течение шоу горячо и искреннее за них болели. Реакцию публики, пришедшей на концерт я предсказать могу, уверен, что разочарованных не будет, буря восторга — гарантирована, а вот кого публика выберет — сказать очень сложно.

— Не секрет, что количество джазовых, да и вообще музыкальных коллективов в нашем городе, скажем прямо, не увеличивается. Как в музыкальном плане будет представлена Пенза на фестивале?

— Чего уж скрывать, Пензу сложно назвать джазовым городом. Недавно я познакомился с директором екатеринбургского клуба Everjazz, у них там штук 30 действующих коллективов, хотя понятно, что в большом количестве этих бэндов составы дублируются, но тем не менее. Там есть джаз-клуб, в котором ежедневно (!) проходят джазовые концерты. Даже без приглашенных артистов они могут заполнить месячное расписание. У нас, конечно, ничего даже близкого к этому нет, никакой джаз-клуб в Пензе невозможен в обозримой перспективе, потому что учебных заведений профильных фактически нет, нет «свежей крови».

Но как ни странно, коллективы появляются. Пара-тройка новых пензенских команд, подходящих по формату обозначились в заявках, так что не совсем все плохо. В этом году музыканты «Дмитриев-бэнд» выйдут на сцену, в прошлом году у них была еще достаточно «сырая» программа, поэтому они не участвовали. Я надеюсь, что муниципальный духовой оркестр п/у Анатолия Набережного закрепит прошлогодний успех, тем более, что совсем недавно они подготовили новую, очень убедительную программу по произведениям Цфасмана. Конечно, без «Экспресс-бэнда» тоже не обойтись. Возможно, приедет Лена Осипова с «Осипова-бэнд», в составе которого ребята из Пензы, все зависит от их графика. Пенза в джазовой системе нашей страны все-таки существует, надеюсь, в том числе и благодаря фестивалю.

— Выходит, что фестиваль все-таки остается таким точечным ярким событием, в течении остального времени поддерживать джазовое настроение в нашем городе не получается?

— Пока что так. Есть некие наметки на более-менее регулярные джазовые концерты, некоторым потенциальным спонсорам интересно было бы поддержать подобный жанр, но опять же — при условии их окупаемости.

— То есть необходимо как-то воспитывать публику, ведь в конечном итоге все зависит именно от зрителя, готового прийти на концерт. Вы представляете, как это воспитание можно осуществить?

— Это очень сложно. Нам остается пытаться максимально присутствовать в информационном пространстве в преддверии фестиваля. Привозить в течение года крутых артистов — тоже бессмысленно, хотя даже у представителей нью-йоркской джазовой сцены бывают копеечные (относительно уровня, класса артиста) гонорары, но боюсь, в нашем городе даже скромный бюджет, затраченный на артиста не отобьется к сожалению.

Что ж, возьму на себя смелость, как представитель того самого информационного пространства попытаться немного... нет, не повоспитывать публику, но все-таки высказаться насчет того, зачем стоит ходить на концерты предстоящего фестиваля и довериться вкусу Олега и его единомышленников при выборе артистов. Главное, что хочется донести до всех и каждого, это — то, что не стоит руководствоваться при выборе «идти — не идти» своим знанием или, скорее, незнанием предмета.

Войдите в джаз и не бойтесь заблудиться, вас непременно вынесет в очень интересные места. Да, кстати, если вы исполнитель в стиле «джаз или что-то рядом» и тоже хотите найти «своих», на сей раз — зрителей и слушателей, то до 20 апреля оргкомитет продолжает принимать заявки на выступление от музыкантов из центральной России.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи