Один единоверческий храм на всю область
Журналист
Журналист
Елена Качурина

Город Кузнецк находится на востоке Пензенской области, в предгорьях Приволжской возвышенности. Как известно, в Приволжье было много поселений единоверцев и старообрядцев. Всего в Пензенской епархии насчитывалось 11 единоверческих приходов. В самом городе Кузнецке до 1917 года существовало четыре церкви разных старообрядческих согласий, в то время как число общеправославных храмов равнялось семи. В годы гонений все единоверческие храмы епархии были закрыты.



Но прошли годы, и на Кузнецкой земле вновь появилась единоверческая церковь. Сейчас — это одна из крупных в регионе единоверческих общин и единственный в Пензенской митрополии единоверческий храм. Свято-Никольская единоверческая община Кузнецка была образована по благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета всего несколько лет назад.

Кузнецк ранее относился к Саратовской губернии, в которой существовали многочисленные общины, где ревнители древнего благочестия охраняли старинные обряды от поругания.
Единоверческий храм Кузнецка представляет собой небольшое помещение, вход в которое с улицы сложно заметить. Но обустроен этот дом Божий по всем канонам православия с иконостасом и алтарем, старинными иконами, а главное, он наполнен верующими и духовенством.



В храме царит атмосфера допетровской Руси — прихожане в кафтанах и с лестовками в руках, прихожанки в сарафанах и белых платках. Здесь даже дети в особых нарядах -русских рубахах, вышитыми заботливыми материнскими руками.
В паникадиле горят исключительно восковые свечи. Каждое архиерейское благословение принимают земным поклоном. Отличаются и облачения священнослужителей, прежде всего головные уборы, которые напомнят нам сразу же шапку Мономаха.



Поют здесь два клироса, причем не по нотам, а по крюкам, знаменным распевам, неспешным и величественным. Такой духовный мир возвращает верующих в далекую древность, и только вспышки фотокамер напоминают, что на дворе двадцать первый век.

По словам священнослужителей, Бог и вера у единоверцев и нынешних православных одни и те же. Отличаются только древние и новые уставы, современные, которые изменились в силу географических и исторических моментов. Есть особая изюминка в единоверческом приходе — здесь совершаются молитвы, как они проходили 100, 200, 500 лет назад.
История великого раскола начинается в середине 17 века, когда далеко не все православные приняли реформу патриарха Никона, и тысячи людей остались верны старым обрядам. Их символом стало двуперстие, особое сложение руки для крестного знамения.

Противостояние сторонников старого и нового обрядов длилось около трехсот лет и стало одной из самых трагических страниц в русской православной церкви. События той эпохи разделили православный народ. Но в 1800 году император Павел I своей высочайшей волей дал возможность старообрядцам снова вернуться в церковь, сохранив свои традиции. Так в России началась история единоверчества.

В Кузнецке в единоверческом храме хранится множество древних книг. По словам старообрядцев, они отличаются необычайной легкостью. Те из них, которые издавались в начале 1800 годов, очень тяжелые, так как структура бумаги к тому времени уже изменилась.

 Предки во времена гонений всегда брали с собой иконы и книги. Например, у нашей прабабушки был такой закон, что книгу можно было взять, предварительно помыв руки. К книгам относились как к великой святыне и их передавали по наследству. Если кто-то в семье обращался неблагоговейно с этими реликвиям, то он мог лишиться дара своих предков.

Действительно, библиотека единоверческой общины — это кладезь древнерусской веры и мысли. Здесь бережно хранят печатные и рукописные издания с уральских скитов, с заволжских монастырей. Самой старинной из них — более 400 лет, она старше и Кузнецка, и Пензы.

Находясь в изгнании на окраинах российского государства в монастырях и скитах, хранители древнерусского церковного благочестия не только молились, но и изучали родную историю. Свидетельством этого является книга, которая называется пандекта. В ней есть глава, в которой указаны данные государственных деятелей, начиная от Рюрика и, заканчивая Александром Павловичем. Скорее всего, запись велась до тех пор, пока автор не преставился.
Обложка книги сделана из липовой коры, которая аккуратно обтянута тонкой телячьей кожей. Эта книга написана от руки, тщательно выведенные древнерусский орнамент и буквицы свидетельствуют о трепетном отношении к старине. Его последователи единоверия соблюдают и в одежде.



Одна из особенностей головных уборов русских женщин допетровской Руси — белые платки, но не связанные узлом или обмотанные вокруг шеи, а красиво сколотые брошью. Таким образом, платок закалывали под булавочку, чтобы не смущать представителей противоположного пола.

Еще одна особенность есть в единоверческом храме. Это подручники — одни из главных атрибутов богослужения древнерусским чином. Службы в единоверческом храме неспешные, длятся порою по пять часов и сопровождаются многочисленными земными поклонами.

От русских женщин в белых платочках, спасших православие в безбожные времена, наследникам достались и вышитые пояса. Вместо привычных для нас четок, у старообрядцев существуют лестовки, по которым они совершают молитвы.
Особое место у кузнецких единоверцев занимают иконы. Старинные образа висят на самом видном месте в храме. Например, у них есть так называемый походный складень, которому более 200 лет. Складень представляет собой металлический блок, созданный для того, чтобы икона не испортилась при переходе с одного места на другое.

Когда икона полностью разложена, то несложно увидеть, что на ней на каждый день всего года изображены святые. Если воспользоваться увеличительным стеклом, то можно легко прочитать инициалы того или иного подвижника.

Сохранили в храме и небольшой станок для отливки крестов, который в Кузнецк привезла инокиня схимница Серафима из Черемшанских скитов. Обладая потрясающим запасом старины глубокой, кузнецкие единоверцы его от людских глаз не прячут. Здесь думают об открытии музея древнего православия. Правда, пока места для него нет. Ведь даже сам храм перестроен из родительского дома его настоятеля. И когда на праздники собирается вся община, многие верующие стоят на службе во дворе.

Воссоздание единоверческого храма в Поиме


Еще один единоверческий храм должен появиться на территории Пензенской области в Поиме. Это село на протяжении многих веков являлось центром старообрядчества. Для борьбы с которым и был построен единоверческий храм во имя Успения Божией Матери.

Церковь была заложена в 1873 году на Базарной площади недалеко от Никольского православного храма и строилась на ассигнованную Святейшим Синодом сумму при непосредственном участии синодального миссионера, местного уроженца и бывшего старообрядца протоиерея Ксенофонта Никифоровича Крючкова.

Конечно, за годы гонений на православную веру множество храмов было разрушено или находилось в полном запустении. Не оказался исключением и единоверческий храм Поима. Несколько лет назад местное население решило восстановить Успенский храм. Ведь воссоздание старообрядческого храма имеет важное культурное значение не только для села, но и для всего региона, так как единоверческий храм Успения Божией Матери является архитектурным комплексом с богатой историей.

Источник фото: http://kuzneparhia.ru/


Похожие статьи