«Мужская роль» в Пензе. Итоги кинофестиваля
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Четыре дня пензенского «мужского» кинофорума пролетели незаметно. Закрытие фестиваля состоялось 22 декабря на сцене ККЗ «Пенза».



Главный приз поедет к герою в Москву


Мероприятия могут заканчиваться на разной ноте. Иногда это пафос и триумф, иногда — грусть расставания и даже какая-то драма. В этом году преобладало явно второе.

Настроение «улетающего мишки» появилось как-то сразу, несмотря на то, что церемония началась с бойкого танцевального попурри на музыку из фильма «Операция Ы и другие приключения Шурика». Уже не первый раз на закрытии кинофестиваля демонстрируют невероятно пронзительный ролик с участием знаковых актеров советского кино, да еще и на музыку Артемьева из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», этим роликом берется такая тональность, которую очень сложно перебить.

Главный приз кинофестиваля был присужден заслуженному артисту России Алексею Гуськову за роль в фильме «Находка», закрывшего программу основного показа. Вопрос о приезде актера на церемонию до последнего для оставался открытым. Однако плотный гастрольный график все-таки не позволил Гуськову встретиться с пензенским зрителем и получить приз. Все объяснимо, но подъема, возможного при более удачном стечении обстоятельств, не хватало.

Обязанность не дать награде остаться без героя принял на себя заместитель председателя правительства Пензенской области Олег Ягов. Он пообещал передать приз актеру в самое ближайшее время во время командировки в Москву и заодно напомнил зрителям о самых интересных работах Гуськова в кино, назвав и свой любимый фильм с его участием — «Классик».

В своей речи Олег Васильевич также подчеркнул, что симпатизирует не только классике отечественного кино, но и многим новым российским фильмам и историческим сериалам.

Президент фестиваля Светлана Старостина, конечно же, тоже вышла на сцену, чтобы сказать несколько слов по поводу очередной вехи в истории фестиваля.

— Я могу сказать с радостью и удовлетворением, что фестиваль удался, всем, кто был эти четыре дня в кинозалах, фильмы понравились, и люди убедились, что российский кинематограф — настоящий, талантливый, пропитанный русской культурой, жив, и это самое главное, — отметила Светлана.

«Хороший мальчик»


Настал черед зрительского женского жюри огласить своего призера. Светлана Старостина отметила, что призванные оценивать фильмы девушки и женщины смотрели фестивальные картины не по одному разу, она попросила их познакомиться с каждым фильмом еще до демонстрации на большом экране. Главный хранитель Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области Лариса Рассказова подчеркнула, что женское жюри акцентировало внимание на лучшем фильме, а не на роли, и было очень сложно сделать итоговый выбор среди четырех картин, наиболее понравившихся голосующим.

«Тряпичный союз», наполненный протестом, свойственным молодости, «Коллектор» — драматичная история о человеке не самой приятной профессии; снятый по повести В. Тендрякова и изобилующий потрясающими видами суровой природы фильм «Находка» были очень эмоционально охарактеризованы представительницами жюри, но свой приз в результате они присудили фильму «Хороший мальчик».

— «Хороший мальчик» — это веселый, временами почти легкий фильм, — отметила Лариса Рассказова. — Причину, по которой он понравился мне и другим членам жюри, я бы сформулировала так: за верность традиционным ценностям нашего общества, выраженным современным кинематографическим языком. Любовь, семья, папа, мама — все это в «Хорошем мальчике» на первом месте. Требуя от детей, чтобы они поступали правильно, не стоит забывать, что и они вправе требовать того же самого от нас, от взрослых. А у нас не получается. И мы вынуждены объяснять детям, что жизнь — штука сложная, не всегда получается следовать правилам. Этот фильм дает право на надежду, что представители разных поколений могут понимать друг друга. Мне лично очень понравился финальный эпизод с отрепетированной полькой, которую, в конце концов, «перетанцевали» хип-хопом, сделали все-таки дети по-своему и, что замечательно, во главе танцующих оказался учитель.



«Находка»


Очень оптимистично, на подъеме, прозвучали результаты, были высказаны поздравления и благодарности. И тут — «Находка». Фильм, который поверг в оцепенение большую часть зрительской аудитории, который даже на фоне других, очень разноплановых фестивальных картин стоит особняком. Ибо в нем дается какой-то совершенно иной масштаб взаимоотношений между людьми, между человеком и природой, а также рефлексивные поединки с самим собой.

Герой Гуськова — мизантроп, олицетворяющий закон, что означает мало приятного не только для окружающих, но и для самого героя. Безжалостный, жесткий, дотошно-правильный рыбинспектор Трофим не проявляет снисхождения ни к кому, включая самых близких людей, но действительно из ряда вон выходящий случай, произошедший с ним в тайге, вдруг заставляет его чувствовать совершенно по-другому.

Многие в связи с этим фильмом говорят о природе и отличной операторской работе. Природа в этом фильме действительно удивительная. Она настольно величественна, опасна и равнодушна, что становится страшно.

Операторская работа подчеркивает это не только превосходными видовыми съемками. Погрузившись в фильм, вдруг понимаешь, что очень многое решает темп. Камера Алексея Найденова ведет себя по-разному: снимая природу, она никуда не торопится, это почти медитативное действо, попадая же в стены дома или учреждения, обрушивает на тебя эту тесноту, искажает движения, ракурсы.

В первой половине фильма редко что нарушает тишину, Трофим максимально скуп на слова, ни одно не должно быть сказанным вхолостую, каждое должно убивать. Когда образ мыслей главного героя меняется, создается впечатление, что каждое новое слово рвет его изнутри. Он уже просто не может не сказать что-то, не в силах сопротивляться. Очень впечатляет.

Этот фильм не вызвал зрительских аплодисментов. Но не потому, что чисто теоретически не достоин их, просто настроившись на заданный «Находкой» масштаб, сложно сразу выйти из этого космоса и привычно выполнить ритуал.

С эмоциональной точки зрения получилось такое очень внушительное многоточие. Но восклицательные знаки, расставленные на церемонии до этого многоточия, позволяют надеяться, что в следующем году юбилейному, десятому кинофестивалю им. И. Мозжухина — непременно быть.

Иллюстрации — кадры из фильмов «Хороший мальчик» и «Находка»


Похожие статьи