15° ... 15°, ветер 2 м/с
94.09
100.53
Кризис вольнодумства и вольнодумство как кризис
Журналист
Журналист

Максим Денисов

Журнал вольнодумства «Парк Белинского» выходит сейчас неторопливо — раз в год. Не торопились и мы с рецензией на его очередной номер. У издателей к неторопливости — свои причины. У нас — свои. Обо всем по порядку.

 

 

 

Хороший журнал… был?


Само по себе явление «Парка Белинского» — весьма незаурядное. Уже потому, как оно себя официально позиционировало «Общественно-политический, историко-публицистический, литературно-художественный журнал». В Пензе вообще с журналами подобных направленностей туго. Вот разве что литературно-художественная «Сура». А в контексте общей заявки — это вообще явление едва ли не уникальное в России. И уже потому писать про него хочется исключительно в позитивных тонах. Чего кричать на редкую птицу! Но в этот раз не получается.

Первый номер журнала появился летом 2012 года и задумывался как ежеквартальный. Но затем обнаружилось две кризисные тенденции. Первая — понятная и простительная. Кризис, нехватка средств на издание. Вторая — более сомнительная — кризис материалов. К десятому номеру издатель, Валентин Мануйлов, исчерпал запас авторов и гоняет по кругу одних и тех же, причем с текстами все более низкого качества. И это печально.

В результате сейчас журнал перешел на формат ежегодника — более для того, чтобы не потерять право на название, согласно законодательству РФ. А вот читать там стало практически нечего. Что, кстати, в гораздо менее категорической форме и с извинениями признал сам Валентин Мануйлов.

Но это еще бы ладно! Но тут обнаружились кризисные явления в идеологии журнала. Весьма, кстати, печальные. «Парк Белинского» имеет подзаголовок «журнал вольнодумства» Что можно толковать двояко — в «вольтерьянском духе» — а вот ,какие мысли мы себе позволяем смелые! И в духе абсолютной несдержанного ничем полета мысли, могущего завести куда угодно.

Но последний номер «Парка Белинского» вызвал в памяти знаменитый отзыв Пушкина о стихах Рылеева, когда он заявил, что его «Думы» происходят от немецкого слова dumm / Самого Рылеева, при этом, Пушкин dumm не считал.

 

 

 

 

Чудесный Норкин


Кризис вольнодумства менее всего был заметен на статье о творчестве замечательного художника Виктора Норкина (чьими работами традиционно оформляется «Парк Белинского»). За авторством Марины Мануйловой, психолога по специальности. Статья тем более вольнодумная, что, как мы узнаем из самой статьи, собственно Норкин свою живопись как-то определять фактически отказывается: «Да такая простенькая незатейливая живопись. А направление? .. Я сам его не понимаю». А вот Марина Мануйлова пытается понять и определить. И читая ее, порой думаешь, боже мой, да что она такое несет! Но ведь красиво и интересно несет! В общем, это однозначно лучший материал номера!

 

 

 

 

О «немецкой» учености


А вот самый спорный материал — это «ученая статья» «эксперта медиаотрасли» к.и.н. Владимира Дворянова «Патриотизм и национальная идентификация в современной России (через призму истории Германии)». Из собравшихся на презентацию номера (а люди это были, заметим, неглупые, сами многие со степенями учеными) статьи не понял толком никто. Отмечалось обилие фактического материала, но к чему он был — непонятно. Автор приводит «параллели» между Германией и Россией, нот они настолько невнятны и натянуты, что вызывают в памяти из Достоевского «Ну да хочешь, я тебе сейчас выведу… что у тебя белые ресницы единственно оттого только, что в Иване Великом тридцать пять сажен высоты». Отмечались явные передергивания — относительно, якобы украинского мелкопоместного происхождения членов южных обществ декабристов (что особенно возмутило Дмитрия Мурашова — историка, издавшего не так давно книгу о декабристах-пензяках, и знающего тему).

Меня же задело другое - скрытый, но очень плохо, черносотенный характер статьи. Тема растворения национальностей в русском народе там завуалирована, но проталкивается явно. Причем идут в ход откровенные фальсификации. Автор говорит о некоем декрете от 29 октября 1917 года о «репрессированных народах». Автор, испещривший свою статью ссылками на явно недоступные и ненужные читателю журнала источники на немецком. Не дает при этом ссылки на текст декрета! И правильно! Если погуглить, то выяснится, что все упоминания об этом декрете передраны под копирку и ведут к единственному источнику, который мы не упоминаем ввиду его пакостности. В чем суть декрета. А в том, якобы, что славянские народы угнетали в России неславянские, и потому неславянские получают теперь привилегии! Из этого, в частности следует, что институт «лишенцев», существовавший в СССР до 30 годов, носил, едва ли, не классовый, а национальный характер, что не подтверждается никакими фактами, а лишь голословными утверждениями. В общем, как-то и удивительно даже для такого издания.

 

 

 

 

О поэзии и прозе


Художественная часть номера откровенно разочаровала. Со стихами в «Парке Белинского» было всегда непросто. Но в этот раз появление стихов Леонида Петренко может быть вообще оправдано только тем, что он пишет эти стихи, отбывая в Белоруссии длительный срок заключения «за дым» (по собственному выражению) — за наркотики, то есть. Валентин Мануйлов, оправдывая на презентации автора, называл его «№большим ребенком. Он, однако, военный пенсионер. Большой ребенок, чья профессия связана с правом на убийство? Оххх….

Некоторые строки сам Мануйлов относит к разряду «афоризмов», но на самом деле они способны поразить разве что своей глубокомысленной очевидностью. «Промедление разность меж тогда и потом». Ну да, когда завтрак давно закончился, а обед еще не думал начинаться….

«Парку Белинского» мы очень благодарны за то, что он напомнил нам в свое время о таком замечательном авторе, как Михаил Вайнер. Который почти сорок лет жил в Пензе, до своего отъезда в США в 1991 году. В этом номере его новый «эксклюзивный» рассказ «Талисман». В предисловии Валентин Мануйлов пишет: «Рассказ «Амулет» Михаил Исаакович Вайнер, для меня дядя Миша, прислал мне 26 ноября 2016 года, сообщив при этом, что рассказ он написал в первой четверти 2016 года, «причем, легко и быстро». Для меня это оказалось неожиданностью. Все-таки в мае 2016 года ему исполнилось 89 лет. Трудно ожидать от человека в этом возрасте творческой активности. Думаю, сегодня он один из немногих, кому удается и преклонном возрасте писать достойные тексты». Увы, это все, что можно сказать в пользу этого рассказа.

 

 

 

 

Непонятый Айтуганов


А вот Владимира Айтуганова критиковали почем зря! На презентации его рассказ «Талисман» (парный, понятно по задумке редактора к рассказу «Амулет») на тему «полюбил казак жидовочку… да проклятые Советы!» критиковали за несоответствия действительности. В частности за несуразный приговор герою — «25 лет без права переписки», каковой меры не было в СССР никогда, а уж сразу после гражданской войны — и подавно таких сроков не было. Да и сама тема любви девушки к боевому товарищу мучителей своей семьи и ее самой представлялась патологической. Между тем, как-то выпало из внимания то, что рассказы Айтуганова (а журнал их ранее публиковал еще два) — все такие же!

В рассказе «Гурзуф, до востребования» героя — музыканта в 80-е года до полусмерти избивают злые менты за исполнение на дискотеке песни Леннона Imagine. «Представляете! Советские войска в Афганистане, а он поет антивоенную песню!». Ну не только он, а советское радио с утра до ночи — песни о мире на всей земле (более низких музыкальных качеств, чем ленноновская, но именно так!), а текст самой Imagine цитируется в советских молодежных журналах! Но это ничего бы — можно было бы списать на востребованную антисоветчинку (и этот автор с 1991 года живет в США). Но тут… в тексте появляется (красная пятидесятирублевая купюра»! Вот все со временем можно позабыть! Но какого цвета была 50-рублевая бумажка!

То есть автор сознательно выстраивает в своих произведениях мир совершенной брехни и баснословия, оставляя внимательному читателю явные маркеры! Зачем он это делает, сказать сложно — мне это совершенно неблизко, например. Но факт, что своего читателя Айтуганов у нас пока не нашел.

В целом, последний номер «Парка Белинского» не порадовал. Налицо кризисные явления. Но мы верим и ждем будущей весны — и 11 номера «журнала вольнодумства». Терять его было бы жалко!

 

 

Источник фото: фото автора

Похожие статьи