Концерт Royksopp в Москве, или стоит ли вообще ездить куда-то ради музыки?
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Когда ты любишь музыку буквально с самого детства, переслушал сотни групп, исполнителей и тысячи песен, то на определённом этапе все околомузыкальные эмоции, фанатские и меломанские переживания неизбежно превращаются в некие «заметки на полях». Одним из главных выводов становится то, что полнее всего музыка ощущается, если есть возможность послушать ее не только дома, в наушниках или с любого носителя, но и живьём.



Никакая самая крутая аппаратура не заменит живого звука и энергетики исполнителя (конечно, при условии, что энергетика у него имеется). Кстати, проверку концертом может пройти далеко не каждая «звезда», иной раз после «живого» выступления и к записям-то возвращаться не хочется.

В этом смысле самыми везучими являются либо поклонники классической музыки, которую исполняли и будут исполнять веками, либо те, кто слушает неленивые, годами концертирующие группы, коих в современном мире остаётся все меньше. Все это, конечно стоит денег и времени, однако мир для нас более-менее открыт и если уж нравятся вам какие-то зарубежные музыканты, то запросто можно подкопить денег — и доехать в Европу на их концерт.

Творческие разногласия или творческое бессилие, а так же разные вещества, возрастные изменения характеров и прочие факторы то и дело подкашивают массу хороших коллективов, которые интересно послушать.

Понятное дело, что до Пензы редкая зарубежная звезда доберётся, но столица от нас не так далеко, и если в Москве заявляется какой-то симпатичный концерт, то вполне можно и собраться.

Вот, например, участники норвежского электронного дуэта Royksopp Торбьерн Брунтланд и Свейн Берге в 2014 году выпустили альбом The Inevitable End и заявили, что он станет последним в истории коллектива, что если они и продолжат заниматься музыкой, то это никак не будет связано с общепринятыми форматами, а уж о гастролях и вообще загадывать не решались. В 2015 году Royksopp приезжали в Россию, где их очень любят, и выступили в Зеленом театре Парка им Горького в условиях проливного дождя, впрочем преданная аудитория выдержала это и отлично провела время. Отчасти и на сравнении площадок была построена рекламная кампания концерта этого года: комфорт большого клуба Stadium live и никаких погодных сюрпризов.

Royksopp в очередной раз не разочаровали российских фанатов и привезли потрясающее шоу в котором, помимо музыки, очень большую роль играли световые эффекты. Участники коллектива всегда признавались в любви к теме космоса, которая достаточно ярко провляется в их музыке; достаточно большой процент меланхоличных, мечтательных, в ряде случаев исключительно инструментальных композиций повлиял как на разноплановый настрой пластинок группы и, соответственно, всего концерта, так и на формирование публики, пришедшей на него. Получившие известность в начале нулевых, Royksopp сплотили под своими знаменами как молодежь, любящую танцевать под актуальную электронную музыку, так и меломанов постарше, воспитанных на эстетике Жана-Мишеля Жарра и групп типа Space. На прошедшем в Москве концерте публику составили самые разные люди: от студентов, которым для того, чтобы начать танцевать, достаточно было услышать первые звуки со сцены до седеющих людей «вокруг 50-ти», которым необходимо было время на «концертное раскрепощение».

Впрочем, долгое ожидание начала (концерт задержался более чем на час) в основном довело публику до определенного градуса нетерпения, при котором некоторые громогласно призывали всех уйти, некоторые бурно встречали любое человеческое существо, появляющееся на сцене (а это в основном были техники и реквизиторы), а иные окончательно ушли в пролистывание инстаграма и прочее зависание в телефонах, скрасившее большей части публики затянувшийся разогрев ( в этом качестве работал DJ Miller, чьи миксы недостаточно успешно конкурировали с контентом гаджетов).



Когда Royksopp и работающая с ними в концертных турне в качестве вокалистки шведская певица Йонна Ли появились наконец на сцене, телефоны продолжили функционировать уже в качестве средств для съемки. Десятки аппаратов, нацеленных на сцену снимали происходящее, и это несколько притормозило разгон концертного действа. То есть музыканты работают, свет причудливо выстраивается, биты качают и вообще механизм запущен, а публика сосредоточенно снимает происходящее и никак не включается в процесс. Хотя не стоит исключать на первых порах и некую парализующую мощь шоу Royksopp и гипнотическое воздействие трех фигур, появившихся на сцене. На определенном этапе многим стало понятно, что нельзя упускать возможность воспринимать происходящее живьем и количество снимающих поубавилось.

Освободились руки, опять же, и единение музыкантов со зрителями стало более ощутимым — волны и покачивания, запускаемые ребятами из Royksopp, уверенно поддерживались залом. Торбьерн Брунтланд по окончании концерта отметил, что в жизни не видел столько мобильных телефонов, однако контекст, который он имел в виду скорее всего был позитивным, ибо к концу шоу казалось что людей в зале стало раза в два больше — настолько возросло количество горящих глаз, улыбающихся лиц и даже пели зрители на специфическом английском весьма стройно.

Мужской вокал в композициях Royksopp принадлежал Джейми Макдермотту более известному как Jamie Irrepressible, чей чувственный и достаточно высокий голос удивительно контрастировал с крайне брутальной внешностью. Вообще концерт был построен таким образом, что композиции звучали единым потоком и формат у них был несколько иной: соблюдать радийные и даже основные пластиночные правила короткого трека на концерте нет необходимости.

Некоторые хиты норвежцев звучали в ремиксах, привычные следования куплета-припева соблюдались далеко не всегда, но именно это работало на общую концепцию того самого необычного и свежего, что можно получить только на концерте. Условно говоря, гитаристы могут включить в концерт запилы и импровизации, а у электронщиков очень важны задаваемые темпы, их чередование.

Ближе к концу концерта среди зрителей нашелся кто-то, кто продемонстрировал квинтэссенцию того, что значит любить творческих людей по-русски: Свейну и Торбьерну преподнесли их с Йонной портрет на ватмане A2. И конечно в последние минуты шоу накал зрительских страстей был максимальным, как только люди поняли, что их любимцы вот-вот покинут сцену, то решили натанцеваться и пошуметь словно в последний раз.

Побывав на хорошем концерте, вряд ли будешь жалеть о чем-то, а вот многие, кто по разным причинам не поехал, теперь в соцсетях смотрят фото, видео, жалеют и клянутся в следующий раз не пропустить что-то подобное. Хотя, судя по той же группе Вконтакте, посвященной любителям Royksopp в России, публика в зале все-таки была представлена не одними москвичами.

Культурный и событийный туризм в России пока что по степени востребованности отстает от желания отдохнуть на пляжах. У нас как-то повелось, что если семья хотя бы раз в год не побывала на море, то и жизнь не удалась. И в то же время мы хотим, чтобы к нам приезжали, к примеру, на Джаз-май? Хотим. Так что определенно стоит открывать для себя интересные фестивали, концерты, театральные постановки в ближайших регионах нашей страны как полноценный вид отдыха — более компактный, точечный, но достаточно эмоционально заряженный и познавательный.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи