Художник Александр Фадеев: «Нельзя писать, как Левитан»
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
26 февраля в Губернаторском доме открылась выставка работ пензенского художника Александра Фадеева. О том, что ждет ее посетителей, о творческих планах и о ремесле живописца в современном мире Александр рассказывает в интервью нашему порталу.

3.jpg
Фото: Станислав Чайников

«По выставке видно, как менялся мой стиль»


— Александр, как получилось, что молодой художник проводит свою персональную выставку в Губернаторском доме?

— Я уже принимал раньше участие в двух выставках из цикла «Вернисаж дебютантов». На каждом «Вернисаже» были представлены работы нескольких начинающих художников.

Когда стартовал новый цикл под названием «На пути к признанию», мне предложили провести уже личную выставку. Она получила название «Первое собрание».

— Представленные картины объединены какой-то общей темой?

— Как раз наоборот. Они написаны в разное время, какие-то в 2006 году, какие-то в 2009. Большинство, конечно, созданы в последние пару лет. Но по ним можно проследить, как менялись мои техника и стиль. Всего представлено около 30 работ.

— Ты можешь назвать какие-то из представленных картин своими любимыми? Или, может быть, лучше всего раскрывающими тебя как живописца?

— Выделять какую-то конкретную картину я бы не стал. Могу сказать, что любимый мой жанр сейчас — пейзажи. Самыми удачными мне кажутся написанные широкими мазками панорамные пейзажи. Например, «Последние теплые деньки» — вид на город с Ласточкиных гор на Западной поляне. Я сам чувствую в ней живость письма. Хотя кто-то, наверное, не согласится.

«Художники — не лучшие промоутеры»


— Чем ты занимаетесь кроме живописи, чем зарабатываешь на жизнь?

— Рэкетом! Шучу, конечно. У меня своя мастерская, я занимаюсь оформлением интерьеров: роспись, барельефы, декоративные покрытия. В принципе, это тоже творчество, и очень интересное.

— То есть тебя можно назвать художником-профессионалом в противовес многочисленным любителям, для которых живопись или графика — это хобби?

— До настоящего профессионализма надо расти. Художником становятся не по записи в трудовой книжке.

— И все-таки, каково это — работать художником?

— Быть художником сто лет назад и быть художником сегодня — совсем разные вещи. Картины были очень востребованы, когда не существовало фотографий. С их появлением потребность в реалистичной живописи стала отходить в прошлое, заказчиков становилось меньше.

В работах художников стал появляться дизайнерский оттенок, исследования геометрических форм — все то, что теперь называется «современным искусством».

Тем не менее, я стремлюсь работать именно в реалистичном, классическом ключе. Как результат — творю, что называется, для себя. Но если творишь для себя, картины получаются глубже, чувственней, чем при работе с коммерческими заказами.

Современный художник вынужден быть для самого себя хорошим промоутером. Находить заказчиков, приниматься участие в выставках, чтобы о нем начинали говорить, узнавать. Но практика показывает, что художники не самые лучшие промоутеры. Знаю это по себе — мониторить события в Интернете я просто ненавижу. Некоторые прибегают к услугам агентов, но я до этого пока не дошел. Хотя, наверное, было бы неплохо.

—У тебя были моменты, когда ты подобно Гоголю, сжигающему второй том «Мертвых душ», хотел расправиться со своими работами? Момент пикового психологического напряжения.

— Что-то похожее бывает всякий раз, когда картина получается не такой, как изначально задумывалась. Но надо держать себя в руках. Бывает, что ты несколько часов упираешься, но работа не идет. А через полчаса вдруг «щёлк!», и чувствуешь — пошло!

«Сегодня существует дефицит сюжетной живописи»


— Есть ли у тебя сюжетные полотна? Наверное, именно такие работы чаще всего приносят художникам известность?

— Сейчас вообще сложился дефицит сюжетной живописи. Создание такой картины — очень большой труд: живописные поиски, многочисленные эскизы, этюды, исследование предмета работы. Возможно, когда-то я дорасту до того, чтобы писать картины с развернутым сюжетом. Подобные проекты созревают в голове не в один момент, они могут формироваться годами.

Иногда у меня возникает желание обратиться к библейской темам. Но интересные сюжеты можно найти практически везде: и на овощном рынке, и в горах с альпинистским снаряжением. Кстати, работы в спортивной тематике у меня уже есть. Например, «Касаясь облаков», посвященная сноуборду — она представлена на выставке, но уже приобретена в частную коллекцию.

— Есть такое понятие «синдром поиска глубинного смысла». Ты вкладываешь в свои картины какие-то скрытые месседжи?

— Сознательно не вкладываю. Более того, идея картины рождается интуитивно. Если я вижу какое-то место или предмет, которую мне хочется изобразить — значит они сами по себе интересны. Природа и есть лучший творец загадок и смыслов.

Есть художники, которые любят оставлять зашифрованные послания. Может, и я когда-то это будет делать. Но в изобразительном искусстве это не главная и не обязательная составляющая.

«У любого мастера есть, чему поучиться»


— Кто твои любимые художники?

— С юных лет меня вдохновляли французские импрессионисты: Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Поль Сезан, Клод Моне. Позже заинтересовался нашим импрессионистом Коровиным.

Поучиться можно у любого выдающегося художника. У каждого свой особый стиль. Например, портреты Валентина Серова. Он трепетно относился к написанию лиц, кистей рук — самых главных элементов. А одежда, фон оставались оттененными.

Но я пришел к выводу, что не надо стараться копировать мастеров, как любят делать начинающие художники. Это необходимо на этапе учебы, когда ставишь технику. Но в момент, когда начинает формироваться собственный стиль, надо отказаться от идеи «писать, как Левитан» или «Писать, как Айвазовский». Если ты хочешь состояться, обрести свое собственное имя — формируй свой стиль сам.

— Что бы ты пожелал нашим читателям?

— Тем, кто не занимается искусством, я бы хотел пожелать почаще ходить в музеи, картинные галереи. Возможно, вас это затронет, и жизнь станет интересней, чем раньше. А начинающим художникам — больше времени уделять образованию, чтобы не сожалеть о том, чего не успели узнать и выучить, когда была возможность.

Выставка работ Александра Фадеева проходит в Губернаторском доме (ул.Советская, 5). Время работы — с 9.00 до 18.00 (кроме понедельника и четверга). Стоимость билета 100 рублей.

Похожие статьи