Карнавал на малой сцене
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Ко дню театра в Пензенском драматическом театре в рамках долгосрочного проекта «Из-под пера» состоялась творческая лаборатория «Дни современной драматургии в Пензе». В малом зале собрались зрители послушать и обсудить тексты российских и зарубежных пьес, написанных в последние годы, в исполнении разных театральных коллективов города.



О том, что за проект стартовал на малой сцене Пензенского драматического театра, рассказали корреспонденту «Пенза-Онлайн» руководитель литературно-драматургической части театра (и один из участников состоявшегося представления) Виталий Соколов и художественный руководитель театра Сергей Казаков.
  

Виталий Соколов


—Расскажите о пьесе, которую представил сам театр.

— Это первое и пока единственное в России сценическое воплощение последней, самой загадочной пьесы классика драматурга XX — XXI веков, польского писателя Славомира Мрожека «Карнавал или первая жена Адама».

Сами по себе пьесы Мрожека интеллектуальны, они идут как бы из головы. Иногда такие вещи принято называть театром абсурда, но я бы не сказал, что это такой уж абсурд. Скорее, на мой взгляд, это ближе к жанру социальной сатиры, там дан гротеск, но не абсурд, поскольку исходные посылки там абсолютно логичны.

Та пьеса, которую мы представили, не очень обычная. Начать с того, что в ней участвует 10 человек, тогда как у Мрожека всегда задействовано максимум 6 персонажей. Во-вторых, это чуть ли не его первая и единственная пьеса, где он огромное внимание уделяет взаимоотношениям полов. Все-таки, практически во всех его остальных пьесах на первое место выходила обычно социальная тематика.

Третье — совершенно неожиданный набор персонажей. В-четвертых, эта пьеса в чем-то похожа на произведения Чехова. Все десять персонажей практически равнозначны, нельзя выделить главного героя. И тут у каждого есть своя тема, линия, причем достаточно серьезная.

Если говорить о постановках этой пьесы , то в Польше вышло две: в Польском театре в Варшаве и в театре имени Ю.Словацкого в Кракове. А в России ее еще не ставили.

Мрожек — такой специфический драматург, чем-то сродни Бернарду Шоу. Большинство пьес на российскую публику не заходят, потому что там не хватает чувств. Про любовь почти ничего нет.



Ведь что такое успешный спектакль для провинциальной, конкретно для пензенской, публики? Надо, чтобы были красивые и старинные костюмы, про любовь, и чтоб все было понятно. Беспроигрышный вариант — Островский. (Даже «Бедность не порок», перенесенный в XX век и в сельский клуб), Мольер, Гоголь.

Если говорить о великой русской драматургии, в отличие от европейской… В европейской мы можем комедии пересчитать по пальцам. А примеры трагедий — тонны. Весь Шекспир (хотя всего 11 трагедий), Шеллер, и другие. В русской драматургии пример трагедий — Борис Годунов. Хотя, в свое время Озеров, Сумароков были.

— Что скажете о Мрожеке в России?

— Не сказать, что это был самый популярный автор, но ставился достаточно много. Был период, когда он был даже полулегальным. У него непростая история жизни иммигранта.

Дело в том, что, когда ставят Мрожека, персонажи получаются более человечными, чем они прописаны. Это, конечно, особенности русской сценической традиции. Схему играть у нас как-то не принято. А его герои достаточно схематичны. Поэтому, практически во всех постановках получались вполне человеческие истории.

Почему с его текстом интересно работать? Интересно вытягивать какие-то отношения людей. И в данном случае мы постараемся вытащить какую-то человеческую историю. Сейчас у нас куча версий на тему того, что имел в виду автор. Там много тем, поданных достаточно загадочно.

Сейчас не стоит задача сделать конкретные художественные решения, а только донести до зрителей текст, который потом будет обсуждаться.

Сергей Казаков


— Как вы относитесь к этим читкам?

— У нас есть проект «Из-под пера», который существует уже много лет. В рамках этого проекта мы читали и делали новые пьесы: «Как Боги», «Полинович», «Путь левой руки» (писала Ольга Михайлова по заказу для нас), про Столыпина «История одного преступления». Теперь его и в других театрах ставят, и везде пишут, что пьеса была написана по заказу Пензенского театра, но первыми были мы.
А сейчас мы решили не ограничиваться рамками пензенского драматического театра, а сделали такой маленький фестиваль, которым объединили почти все пензенские театры.

В следующем сезоне я планирую вообще отдать малую сцену под эксперименты молодых. Причем, как актеров, так и режиссеров.
И начнутся представления.

Если говорить об остальных участниках фестиваля, то Алексей Водопьянов и Наталья Старовойт прочитали пьесу известного российского драматурга Ивана Вырыпаева «Солнечная линия» на двоих, Владимир Карпов вместе с Театром юного зрителя предложил историческую драму про князя Горчакова в стихах «Ваше сиятельство», Театр на обочине покажет «Одноклассников».

Модератором обсуждения стал известный российский театральный критик, заместитель главного редактора журнала «Вопросы театра», преподаватель театроведческого факультета ГИТИСа, председатель экспертного совета фестиваля «Золотая маска» 2016 года Александр Вислов. Еще прибыла из Санкт-Петербурга драматург Светлана Сивцева, чью пьесу ставит ТЮЗ.

Что касается состоявшейся в понедельник на малой сцене читки пьесы Мрожека «Карнавал или первая жена Адама», то представление произвело впечатление на многочисленных зрителей. В зале был полный аншлаг. На сцене правили бал невообразимо разные персонажи: Гете и Маргарита, Сатана и епископ, Прометей, Адам и Ева, и появившаяся невесть откуда (подумать только!) первая жена Адама. Присутствовали и другие персонажи, которые не имели имен, только должности. В ходе обсуждения из зала была высказана мысль, что эти персонажи олицетворяют публику, народ.

Актеры в парадных одеждах перемещались по сцене, надевали маски, и листы с текстами у них в руках как-то не бросались в глаза. Перед глазами же возникали какие-то самостоятельные образы. Как сказали впоследствии участники действа, целью его было донести до зрителей авторский текст, без вмешательства режиссера, чтобы публика сама могла представить себе такие образы, какие ей захочется. И замысел, судя по реакции зала, удался!



Обсуждение вел Александр Вислов, активно работал со зрителями, приглашал к диалогу. Прозвучало много мнений, в том числе не только от представителей актерского сообщества, но и от простой публики. Интересно было услышать, как поняли это непростое произведение сами актеры, а также представители иных профессий и люди различных возрастов. Высказывали мнения, что Мрожек в образе Гете олицетворил себя на склоне лет, что истинный организатор бала — Сатана, что у каждого Адама есть первая жена, а все действующие лица, по-своему, предатели.

Художественный руководитель театра Сергей Казаков также принял активное участие в обсуждении, пояснил некоторые моменты.
В общем, получился теплый, живой такой театральный вечер.

Подобный формат общения со зрителями достаточно необычен, но, при этом очень близкий, дружественный. Публика буквально участвует в представлении, между ней и артистами практически тают границы. Обычно зрителям предлагается к пассивному просмотру уже готовый спектакль. В данном случае люди, собравшиеся посмотреть, имеют возможность еще и повлиять на происходящее на сцене, создавая некий интерактив. Возможно, этот новый проект приобретет поддержку, и станет более доступным в нашем городе.
Источник фото: фото автора

Похожие статьи