Какие сны видела Алиса в зареченском ТЮЗе
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
27 ноября в Зареченском ТЮЗе состоялась премьера спектакля в одном действии «Сны Алисы» по мотивам произведения Л.Кэррола.

1.jpg

Чудесатая сказка


«Все чудесатее и чудесатее!» Многие помнят эти строчки из классического английского произведения Л.Кэррола «Алиса в стране чудес» (в оригинале фраза была «Curiouser and curiouser!», а перевел ее так в своей музыкальной сказке В.Высоцкий). Ими можно описать и саму постановку, премьера которой состоялась 27 ноября.

Во вторник на сцене Зареченского ТЮЗа московским режиссером Оксаной Рыбалка был представлен спектакль по мотивам известной сказки.

Классическую историю знают многие. Девочка Алиса из благовоспитанной английской семьи в погоне за белым кроликом попала через его нору в волшебную страну. В той стране она пережила интересные приключения. Девочка росла и уменьшалась при помощи волшебной еды и напитков, разговаривала с котом, познакомилась с говорящими цветами и мудрой гусеницей...

Становится участницей настоящей шахматной партии, причем не в качестве игрока, а в образе фигуры — пешки, которая, после преодоления определенного количества ходов по шахматной доске, становится королевой. Затем Алиса просыпается и оказывается, что все произошедшее было сном.

Интересная история


В сказке множество отсылок к английской истории, культуре, у каждого персонажа есть свой, тайный смысл. Произведение Л.Кэррола настолько необычное, что при помощи стандартных театральных приемов сложно показать всю драматургию происходящего в сказке, передать необычайность происходившего. Сказку не раз экранизировали, есть мультипликационная версия, недавно были сняты голливудские полнометражные фильмы с использованием самых современных технологий и с известнейшими актерами в главных ролях.

Пару лет назад в Москве проходила интерактивная выставка, посвященная сказочному произведению, в которой также использовались все доступные для современного применения приемы, позволившие полностью погрузить зрителей в сказочную атмосферу.

Сложно было режиссеру поддержать уровень чудесности при наличии таких известных и успешных примеров. Но Оксана Рыбалка справилась отлично.

Сценическое волшебство


Волшебство начинается с первых минут спектакля. Зрители видят себя, словно в большом зеркале — на экране, установленном на сцене. Алиса, пожилая женщина, смотрится в это зеркало, на фоне зрительного зала и превращается в своем отражении в маленькую девочку, которая попала в волшебную страну.

В спектакле задействовано много сцен, которые показаны с помощью проектора. Сложные манипуляции с увеличением и уменьшением роста Алисы стало возможным показать с помощью изменения размеров декораций и проецирования на них изображений различной величины.

2.jpg

Необычные и яркие костюмы персонажей, броский, словно нарисованный реквизит, интересно подобранная музыка и многочисленные элементы танцев, акробатики и пантомимы, точно вплетенные в сценарий, смогли создать эту атмосферу необычайности и чудесности. Костюмы также заставляли присмотреться и задуматься. Уши Кролика и Мартовского Зайца были выполнены в виде кос, в складках платья Черной королевы хранилось множество предметов, у Гусеницы при множестве ног неожиданно возникало и множество рук, а костюм Чеширского Кота светился яркими огнями.

Актеры прекрасно сумели перевоплотиться в сказочных персонажей, даже задействовав, как обычно, и зрительный зал, перемещаясь вне сцены и перебрасывая зрителям элементы реквизита. Несмотря на необычные костюмы, персонажи узнавались сразу.

Лиза Кошкина, воспитанница актерской студии «Арлекин» при Зареченском ТЮЗе, исполнявшая роль Алисы, блестяще с ней справилась. У девочки было много текста, сложные танцевальные элементы с различными персонажами — не каждый взрослый актер осилит такую роль.

Отличная режиссерская работа


Несколько слов необходимо сказать о режиссере спектакля. Оксана Рыбалка тоже в прошлом выпускница студии «Арлекин», ее мама, Ольга Рыбалка — актриса Зареченского ТЮЗа, и в этом спектакле также исполняла одну из ролей.
Оксана — выпускница Российского университета театрального искусства — ГИТИС (мастерская профессора А.А. Бармака), постановщик спектаклей на разных театральных площадках России.

В спектакле режиссер свободно пользуется современными технологиями, перемешивает различные элементы сценических техник. Даже реквизит оживает, в руках у актеров вещи изменяют свой облик — из яйца вылупляется фламинго, младенец превращается в поросенка. Нужно самому быть в душе ребенком, чтобы так точно ухватить все нюансы, которые создают волшебство в этой сказке.

Спектакль настоятельно рекомендован к просмотру, а режиссера хочется поздравить с премьерой и пожелать дальнейших творческих успехов. Да, и, кстати. Зареченскому ТЮЗу в этом году исполняется 25 лет! Поздравляем коллектив и сам театр с юбилеем!

Фото автора

Похожие статьи