История храмов: За святой водой в Большую Валяевку приходил Федор Буслаев
Журналист
Журналист
Елена Качурина

Величественный соборный комплекс в Большой Валяевке мало уступает по своей красоте столичному храму Христа Спасителя. Кроме высоко возвышающегося холма и природного сочетания рельефов, вас здесь не оставит равнодушным еще и внутреннее убранство церкви, которое чудесным образом в себе сочетает необыкновенную красоту иконостаса и домашний уют прихода.

Величественный соборный комплекс в Большой Валяевке

Серебряные трубы родника


По преданию, в конце 17 века во время очередного набега кубанцев один из монахов укрылся в камышах под горой, где сейчас располагается Большая Валяевка. Там на роднике он и обнаружил икону Божией Матери Живоносного Источника (по-другому Живоносной Источницы). Благополучно спасшись от кочевников, инок рассказал о своем обретении крестьянам из соседнего села Поляны. Они немного позже и построили здесь деревянную церковь и переселились сюда.

Но согласно архивным записям, первую церковь в Валяевке возвели в самом начале 18 века. «5 сентября 1704 года была положена дань с попова, пономарева, просвирницына дворов при новопостроенной деревне Ольшанке церкви Пресвятыя Богородице Живоносного Источника с приделом Иоанна Златоустого. 10 октября 1705 года были выданы два антиминса на освещение этих церквей». Скорее всего, в те же годы и появилась над родником деревянная часовня.

Каменную часовню над источником, сохранившуюся до наших дней, возвели в 1807 году. Немного позже на средства Саввича Печерина рядом с ней построили небольшую каменную Казанскую церковь. В 1871 году около нее расположился величественный пятиглавый собор Божией Матери Живоносного Источника. Ходит молва, что сам источник бьет под его алтарем, а влагу по серебряным (как гласит предание) трубам подвели ниже – к тому месту, где она струится и ныне. Между собором и церковью воздвигли необыкновенно высокую и стройную колокольню.

Документы нам сообщают о том, что от данной иконы не раз происходили исцеления. Например, крестьянка, совсем не владевшая ногами, была привезена к источнику на тележке, а от него уже смогла добраться до дома на костылях и вскоре совершенно поправилась. В 1828 году одна женщина из Ермолаевки, болевшая девять лет, исцелилась сразу же после того, как дала обет посетить Валяевку. А в 1831 и 1848 годах во время эпидемий холеры икону Живоносного Источника перенесли в Пензу, и болезнь отступила.

Среди богомольцев, посещавших это святое место, в 1820 – начале 1830 годов был и юный Федор Буслаев, будущий ученый-филолог. Академик через много времени не забудет Валяевку, так как в своих воспоминаниях он неоднократно будет упоминать о ней.
Перед революцией среди студентов, особенно семинаристов, сложилась такая традиция – посещать источник перед экзаменами и после них. Крестьяне из близлежащих уездов собирались сотнями около этого благодатного места. Особыми днями чествования иконы считались пятница Светлой Седмицы и праздник Отдания Пасхи.

В 1915 году при большом стечении народа (около восьми тысяч) из Пензы в Большую Валяевку прошел крестный ход. В то время подобные крестные ходы бывали не раз, последний из них относится к 1924 году.

В 1920-х годах здесь служил диаконом священноисповедник Иоанн Оленевский, который советовал своим духовным чадам брать воду и купаться в источнике для исцеления.

Величественный соборный комплекс в Большой Валяевке

Вместо святой воды — горючее


В 30-х годах двадцатого столетия Валяевский храмовый комплекс был закрыт. На его месте разместилась колхозная заправка и овощехранилище. Но храмы уцелели, снесли только колокольню. Паломничество на девятую пятницу продолжалось. В 1958 году на колхозные средства часовню отремонтировали, но уже через год решили отобрать у верующих от нее ключи. В то же время святой источник заключили в трубу и подвели к животноводческому комплексу.

Величественный соборный комплекс в Большой Валяевке

В 70-х годах двое отважных жителей Валяевки вспомнили предание о том, что вода подведена из-под собора по серебряным трубам, и решили откопать их. Под предлогом очищения родника с помощью глубинного насоса они решили откачать воду и посмотреть, какие же там на самом деле трубы. Но когда вода спала, то раздался взрыв и насос разнесло. Позже в народе появилась легенда, что некто хотел откопать драгоценные трубы, но его разорвало на части. Только решением облисполкома в 1985 году Животворный родник был объявлен водным памятником природы, и посягательства на него прекратились.

Только в 1996 году в Большой Валяевке был открыт молитвенный дом, а через три года началась реставрация часовни. Чудом сохранившийся список иконы Божией Матери Живоносный Источник с 50-х годов находился в Митрофановском храме Пензы. В 2000 году ее крестным ходом перенесли в Валяевку.

В 2003 году здесь началось восстановление малой Казанской церкви. Уже годом позже в ней прошла первая архиерейская служба. С 2006 года велись реставрационные работы в самом соборе и на колокольне. В 2014 году митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим освятил храм великим чином.

Публикация подготовлена на основе материалов епархии.

Похожие статьи