Гастроли по пятницам. «Глупая девушка» как движение внутрь
Наверное, для каждого есть в музыкальном мире группы и личности, которые оказали влияние и оставили в душе яркий след. Как хочется порой вспомнить волшебство первого впечатления! Оно может быть столь значимым, что определяет внутренние ориентиры и жизненный путь.
Конечно, с возрастом понимаешь, что все мы просто человеки, со своими судьбами, взлетами и падениями. Но что-то особенное видимо происходит внутри сознания людей, когда их музыка, их проекты становятся легендарными и культовыми. Как говорил Зилов из «Утиной охоты»: «10 лет учили одному и тому же, а люди получились разные». Так что же нас более определяет: окружение или мы сами?
1992 год. Я, новоиспеченный 17-летний панк из лукового села, еду на первый в моей жизни «сейшн». Вижу настоящих неформалов, собравшихся в Доме учителя, сажусь в уголке для восприятия чего-то, чего и сам не знаю. И — вот оно! На сцене — группа «Глупая девушка»! С непонятной для меня музыкой, с непонятными мне текстами, смесь авангардного театра с авторским кино, со световыми эффектами. Непонятно — но таааак круто!!! Оказывается, играли они «психодэл». А такое бывает, что ли? Это потом я переслушал кучу групп в этом жанре, а здесь для меня все впервые.
В том же году я поступил в Пензенское училище культуры и искусств на отделение театральной режиссуры, где вдруг встретил гитариста «Глупоты»Алексея Артемова, а еще тех парней, которые крутили свое кино на концерте — Дмитрия Лыдхова и Константина Козлова — «Братьев Водолазов», как я потом узнал. То, что они были талантливы и неординарны, было понятно сразу.
Так что же это за культурный феномен пензенского андерграунда — «Глупая девушка»? В интернете есть такая информация о «Глупоте»:
Рок-группа «Глупая девушка» была образованна в 1988 году в г.Пензе, музыкантом и автором всех песен группы Андреем Черкашиным. Название было навеяно одной из песен группы «Rolling Stones» — «StupidGirl". В состав группы вошли музыканты:
— Андрей Черкашин — вокал, гитара, музыка, тексты;
— Алексей Артемов — соло-гитара, аранжировки;
— Алексей Буланов — бас-гитара, бэк-вокал;
— Дмитрий Степанюк — барабаны.
Группу «Глупая девушка / Stupid Girl» играла рок-н-ролл, ритм-н-блюз и психоделический рок.
Принимала участие в фестивалях:
«Пламя Парижа» (г. Заречный, 1991);
«Липа» (г. Липецк, 1991);
«СыРок» (г. Москва, 1992;
«Таврийские игры» (г. Новая Каховка, Украина, 1992).
За время существования коллектива были записаны два альбома.
Группа «Глупая девушка» выступала в легендарном ленинградском клубе «TaMtAm» и московском «Бункере». Клип на песню «Наполовину» был показан на канале РТР в «Программе «А». Коллектив получил благожелательные отзывы от попавших на концерт группы музыкантов группы «Аквариум» Олега Сакмарова и Всеволода Гаккеля. В 1993 году А. Черкашин решил сменить музыкальный стиль и создал «гаражную» группу «Pull». На этом существование группы «Глупая девушка» прекратилось. Но это уже другая история. Жизнь продолжается...
Почему «глупая»? Почему «девушка»? Кто они, создатели одной из самобытных групп Сурского андеграунда? Об этом я пообщался с моим однокурсником, бывшим гитаристом и одним из идеологов «Глупой девушки» Алексеем Артёмовым. Повествование будет идти от первого лица, самим Алексеем и написанное по моей просьбе. Итак, внимайте!
«Можно начать с того, что история группы — это история дружбы. Мы с Андреем Черкашиным одноклассники. Я хорошо рисовал, а он хорошо говорил. Оба — творческие, инициативные, и очень разные. С первого класса школы и до сих пор... Но по порядку.
Седьмой класс школы — начало гитарной эры, и наше подростковое сознание ошеломлено музыкой. Никто играть не умеет, но мы упорно учим аккорды и слушаем, слушаем, слушаем... «Битлз» конечно! А также Высоцкий, Макаревич, Гребенщиков, Науменко... Через год из одноклассников был создан первый музыкальный коллектив. Андрей неизменный лидер. Свои песни стали появляться сразу. Яркая поэтическая одаренность и артистизм уже тогда раскрывали его как личность.
Начались репетиции. И на самые первые наши музыкальные пробы оказал влияние наш знакомый — Антон Лысов, ныне дирижер Саратовского симфонического оркестра. Что-то музыкально точное он оставил во мне. А на раскрытие актерского мастерства вдохновлял Александр Куприянов, знаменитый зареченский режиссер и актер. Артур Куприянов, наш одноклассник и его племянник, помогали Куперу старшему в организации театральной студии, где мы полной грудью вдыхали очарование творчеством. И все это пригодилось в музыке.
Андрей не сразу стал фронтменом, т.е. вокалистом. Честно говоря, пели мы тогда гораздо хуже чем играли. А играли хуже, чем сочиняли. Поэтому насколько помню, музыки и идей у нас всегда было больше, чем возможностей это воплотить. Тогда мы постоянно искали вокалиста, который мог бы исполнять наш авторский материал...
Можно выделить три периода — были созданы три музыкальных коллектива, каждый со своим звуком и материалом песен. В первом составе у нас пел Сергей Родионов. Во втором — Елена Федотова (все — наши талантливые одноклассники) И только на третьем этапе у группы появилась более зрелая концепция, постоянное название, а Андрей подошел к микрофону. Первый раз «Глупая девушка» заявила о себе в клубе «Радуга» Политехнического института в 1988 году.
Времена были особенными. Денег не было, инструментов не было, информации не было. Но то малое, что к нам приходило, мы умели ценить. Великие времена аскетизма и подвигов — это сильно развивало в нас трудолюбие и юмор. Мы жили репетициями.
На площадке «Радуги» был организован настоящий перекресток андеграунда. Это было замечательно! Зареченский «П’акт» — мощный, искренний, талантливый панк. Дмитрий Устинов, Александр Рассказов, Павел Волков, Дзэн-театр Володина... И потрясение от «Кенгуру»!
Эмоциональное впечатление от знакомства с группой «Кенгуру» открывало совершенно новые музыкальные горизонты. И не только музыкальные, но и личностные, человеческие. Мы сильно сдружились с «кенгурами». Они были настолько самобытными и свободными в своем творчестве, что дух захватывало. Было у кого учиться и было чему, это сильно стимулировало. Музыкальные потоки Пензы объединялись, жить в такой атмосфере становилось чрезвычайно интересно. Концерты возникали все чаще, круг знакомств расширялся, и все глубже и серьезнее мы относились к собственному творчеству.
О серьезности. Да, все было серьезно. Много шутили, от многого уклонялись, дурачились, бесились, но ценили именно это качество более других. Через Андрея я познакомился и подружился с Константином Козловым и Дмитрием Лыдховым («Братья Водолазы»). Эти талантливые ребята снимали замечательное любительское кино, и в дальнейшем участвовали во всех совместных проектах. Их игривости и чувству юмора я тогда мог только позавидовать, но отношение к творчеству у ребят было максимально честным. Вспомнилось, как однажды мы всю ночь слушали Петра Мамонова. И Мамонов нам просто «снес крышу». Потому что нигде на самом деле не шутил! Под маской шута — абсолютно чистая и бескомпромиссная правда. Возможно, именно такой смысл мы вкладывали в понятие «рока».
«Братья Водолазы» позже снимут клип на песню «Глупой девушки» — «Наполовину», который затем покажут в «Программе «А», и Артемий Троицкий очень лестно отзовется и о группе, и об этой работе.
Следующей важной вехой для группы стало театральное пространство «Диалог» Ольги Макаровой. Там, совместными усилиями актеров, художников и музыкантов родился творческий анклав, объединение — в виде клуба с неповторимыми творческими проектами. Для нас это стало осуществлением долгожданного синтеза музыки и театра. И это был круг близких друзей-единомышленников, где все участники черпали и черпали вдохновение.
Здесь мы максимально расширили свой музыкальный диапазон: от тяжелой волны до лирики и джаза. Читаем, слушаем, общаемся, делаем концерты, спектакли и перфомансы, но главное — продолжаем учиться задавать себе неудобные вопросы. Это выводит группу на новую концепцию и материал песен: «Интроинспектор», «Предположим», «Ему не нужна она» и другие.
Последний, заключительный этап «Глупой девушки» — это знакомство с журналистом Никитой Артемовым, который вдохновляет нас создать собственное творческое объединение (в тандеме с «Кенгуру» и «Братьями Водолазами») под официальным названием «Анклав» и госрегистрацией. Мы добиваемся своего помещения в «Доме учителя» с возможностью проводить там свои концерты.
В этот период группа с новой программой выезжает на выступления в Санкт-Петербург, Москву и на крупные рок-фестивали. Нас узнают, о нас говорят. Казалось бы, успех и надо только вперед, но неожиданно произошел откат в обратную сторону. Лично я почувствовал сильное желание уединиться, прекратить суету концертов, репетиций и публичных усилий. У Андрея тоже начался кризис. Долго откладывая разговор, мы все- таки встречаемся и честно признаем завершение совместного проекта.
Дальше каждый пошел своей дорогой и это максимально честно, и это было «по-нашему». Помню было потом странно, больно, трудно. Но внутренняя радость от того, что мы расстались без конфликта, без привязки к собственным достижениям, но друзьями - поддерживала меня, давала опору и сближает с Андреем до сих пор. Последние лет пять-шесть мы довольно часто видимся, общаемся. С ясным пониманием новых жизненных задач.
P.S. О названии «Глупая девушка». В далеком прошлом, дома у Андрея мы слушаем альбом «роллингов», размышляем о названии, и неожиданно в названии этой песни у нас откликается... Только сейчас с интересом пытаюсь осознать — что же нас зацепило? Почему это название выбрало нас, стало символом нашего самовыражения? И вот что думается: мы всегда стремились проникнуть в некую суть реальности этого мира. Через философию, через творческую интроспекцию. Мир это Майя, это «девушка». И она непредсказуема, она «глупа» особой чистотой, искренностью. Реальность игрива и спонтанна в этой своей «глупости». И именно поэтому так приятна, так притягательна для нашего важного ума. Благодаря «глупости» девушки мы можем считать себя умными и важными... Спасибо всем!»
Что еще можно добавить?
Андрей Черкашин после «Глупой девушки» создал огромное количество проектов: «PULL», «Битум», «Джус», «Че и Сотоварищи», «VivaNegativa», работал на радио, ТВ, в рекламе, «Театре доктора Дапертутто». В данный момент проявляет огромный интерес к театру.
Алексей Артёмов занимался театром, прикладным творчеством, участвовал в проектах с Алексеем Солодиловым (предтечи группы «Река-Бэнд»), с Павлом Волковым (экс-«Сотворение») , с братьями Кувшиновыми («Сдача Бреды», «Река-Бэнд»), с Дмитрием Устиновым, а так же участвовал как звукорежиссер в записях Александра Рассказова. С 2001 года занимается самопознанием, обучением, психологией. Недавно стал во второй раз отцом.
Алексей Буланов — бас-гитара - музыку сейчас только слушает, стабильно работает, у него семья, взрослая дочь, футбольный болельщик.
Дмитрий «Стэп» Степанюк скончался в апреле 2016 года. Был самым теплым и открытым человеком в группе.
Жаль расставаться с первыми чистыми впечатлениями юности, но «все имеет свой конец, свое начало». Лично я хочу сказать свое спасибо «Глупой девушке» за яркие впечатления от «панкующего отрока». Ведь все только начинается! Хотя и осталось грустное ностальгическое послевкусие...
Источник фото: Сергей Квасов, Евгений Яшин