Гастроли по пятницам. Дмитрий Тюленев: «Игра в Пейс», «Цокотуха», «Пани Валевски»
Дэн Издольный
Дэн Издольный

Не помню, от кого я впервые услышал это странное название кузнецкой команды — «Игра в Пейс»? По-моему, от Гулливера или Мелина. Я только что вернулся из армии, и на одной из пьяных посиделок под водочку они затянули: «Я наде-ену старый «Ливайс», протертый до дыр...» Ух ты, как весело, мелодично, по-нашему! Хит, однозначно!
 

«Пролетая за окном моим,
Время тает, и я таю с ним...»

Дмитрий Тюленев

 

После фестиваля «Раскачивая Восток» в 1994 году в Пензе во Дворце творчества кузнецкая группа «Игра в Пейс» сразу оказалась  у всех на слуху, встав в один ряд с мэтрами пензенского андерграунда. Ею восхищались, песни перепевали, а фронтмен коллектива Дима Тюленев стал культовым героем пензенской тусовки. Тощий, высокий, иногда зарабатывающий игрой на аккордеоне, он всегда был весел и счастлив тому, что просто живет на свете, и может петь и играть.

Я лично с ним познакомился в 1995 году на остановке «ДХО» в Пензе, когда провожал девушку до дома. Она вдруг увидела долговязого парня с аккордеоном в футляре, и сказала, что это Тюленев. Он был немного пьян, ибо возвращался со свадьбы, где калымил на аккордеоне, с бутылкой крашеного самогона во внутреннем кармане куртки, на контакт пошел легко.

Полтора часа он что-то рассказывал, театрально показывал, весело смеялся и предлагал выпить. В итоге, я опоздал на последнюю электричку, и мне пришлось идти пешком до дома в Бессоновке. Больше с тех пор я с ним не встречался. Это потом уже, в 1998-м, узнал о том, что Дима в Москве. Лешка Арзуманов, журналист из Москвы, привез кассету с проектом «Цокотуха», альбом «На диване». Мы слушали и завидовали. Пробился ведь! Но больше ничего нам не было известно, в луковой Бессоновке. Только в 2016 году я узнал, что Дима Тюленев трагически погиб в 2012 году в Кузнецке.

Кем же был Дмитрий Тюленев? Что это за «Игра в Пейс»? О жизни группы, о Диме Тюленеве расскажут те, кто был свидетелями тех событий: гитарист «Игры в Пейс» Дмитрий «Митрий Юрич» Куликов, бас-гитарист «Игры в Пейс» Михаил «Шара» Барабанов и неофициальный биограф Дмитрия Тюленева Антон Николаев (г.Москва). Вопросы я задавал одни и те же, поэтому ответы порою несколько совпадают. Но я не стал менять стиль изложения, чтобы сохранить живые нотки беседы.

Дмитрий «Митрий Юрич» Куликов, гитарист:

«Насколько я знаю, Дима родился в Тольятти, там же учился в музыкальной школе. Когда окончил среднюю школу, они с матерью перебрались в Кузнецк, где он поступил в Кузнецкое музучилище по классу аккордеона, при этом сразу на второй курс, откуда и стартовал в андерграундную музыку.

Конкретно рок-музыкой он никогда не увлекался. «Тюленю» нравилась вся музыка, от «голимой» попсы, до «гаражного» андеграунда. Его любимый исполнитель — Майкл Джексон, но это не мешало ему любить всех остальных. В каждой музыкальной композиции, в каждом исполнителе находил что-то интересное. От себя могу сказать, что благодаря ему, я тоже перестал ставить рамки на музыкальные стили и в любом произведении пытаюсь найти что-то приятное для своей души.

Почему «Игра в Пейс»? Есть такая игра. Поделился с нами ей Миша Форманюк. Участники рассаживались в круг, первый спрашивал соседнего: «Ты умеешь играть в Пейс?», тот отвечал, что нет, задавал вопрос следующему, и так далее. Когда круг замыкался, все восклицали: «А чего мы тогда тут все собрались?». Игра окончена, ведь никто не умеет «играть в пейс».

Когда распалась кузнецкая группа «Гиена», то Шара (Михаил Барабанов) позвал меня и Мишу Форманюка поиграть с ним. Мы поначалу никак не назывались, репетировали в подвале клуба железнодорожников. В один прекрасный момент Шара, будучи студентом Кузнецкого музучилища, сказал, что к нам на «репу» придет офигенный музыкант.

Пришел высокий блондин, весь на шарнирах, разговаривал  в странной, мягкой манере. Это и был Тюленев. Он показал нам песню «Прошу постой-стой лето...», нам понравилось, решили, если не сделать ее, то, хотя бы, поиграть.  Мы, еще без Тюленева, отыграли в БУМе, как раз тот концерт, где выступали «Бараны в Африке» и «Глупая девушка». Обзывались не «Игра в Пейс», а «Пульпоэкстракторы».

Потом репбазу перенесли в ДК «Юность», Тюленев стал постоянным вокалистом, взяли на клавиши Бориса Кулашкина, я — на гитаре, Шара — на басу, Форманюк — на барабанах. Выучили примерно 8 песен, в том числе «Джамбо», «Сара» и то, что потом стало «Титаником». Выступили (кажется, это было рождество, год не помню) в ДК «Рассвет». Зрителей было от силы человек 20, к тому же, все свои… Но это была бомба! Эмоции зашкаливали, все было нереально круто! Через очень недолгое время после концерта я с «Игрой в Пейс» расстался, но следил за их творчеством, дружил с ними.

Когда «Игра в Пейс» перебрались в Пензу, я стал видеться с ними реже, и не так плотно…»

Антон Николаев (г.Москва):

«Мы с Диманом подружились весной 1994 года, когда он одной ногой стоял в Кузнецке, а другой в Пензе, явно намереваясь прыгнуть куда-то дальше, в Москву, например. Так что про то, что было раньше, знаю скорее по рассказам, которые правильно было бы проверить у тех, кто знал Тюленя до Кузнецка.

Переехал он из Тольятти в Кузнецк где-то в 1992 году, в 19-летнем возрасте. Про Тольятти разговоры, в основном, были криминальные. В частности, Диман устроился на ВАЗ, откуда воровал коленвалы. Специализировался на воровстве счетчиков, пару раз участвовал в квартирных кражах.

Тюлень изначально был попсарь. Он очень мелодичный и музыкально одаренный, а такие иногда соглашаются идти легким путем, типа «Здрасьте, я новый Укупник». Насколько я знаю, Тюлень сперва заторчал от «Депешей» и Майкла Джексона, а позже «угорел» по Кобейну и Летову, поэтому Укупника из него, к счастью, не вышло.

Группа «Игра в Пейс» существовала еще до Дмитрия Тюленева, создана была по инициативе кузнецких неформалов Миши «Шары» Барабанова и Михаила «Майкла» Форманюка. Название появилось случайно, т.к. был у них дворовый прикол про «игру в пейс». Ну, это игра такая, когда пьешь водку каким-то хитрым образом, держа стакан за верхнюю часть вытянутыми пальцами, что он может легко упасть. Играющие напиваются до тех пор, пока кто-то его не уронит стакан. Такая вот немудреная игра. В начале 90-х в Кузнецке была такая забава, и она дала название команде. Они играли по началу что-то похожее на Летова. Позже к ним присоединился Тюлень, и стало больше музыки.

Особенности таланта Дмитрия Тюленева? Важно зафиксировать безусловное наличие этого таланта, а не просто сказать дежурные слова в память человека, которого уже нет с нами. Диман был очень харизматичен. Отлично держался на сцене, чувствовал публику, у него был высокий исполнительский уровень, чему, к сожалению, не осталось свидетельств, т.к. сохранились выступления лишь периода, когда он еще не достиг лучшей формы. Был мастером сочинять цепкие, запоминающиеся мелодии. Он явно опережал свое время, играя стиль, который потом (после успеха «Мумий Тролля») назовут «рокопопс».

Важно так же отметить самобытность «Игры в Пейс» в сложно воспроизводимом сочетании попсы и гитарного андеграунда помноженном на лаконичное, но отточенное мастерство аранжировок  и летающий поверх живого, эмоционально насыщенный тенор. Такого (скорее подобного, но не суть!) много стало в начале нулевых. Но в начале девяностых это воспринималось если не как чудо, то что-то очень свежее.

Этим он выгодно отличался от современников, тогдашних «локомотивов» пензенской рок-сцены — «Глупой Девушки» и «Кенгуру». Эти  интересные, местами даже очень глубокие группы, на фоне «Игры в Пейс» образца 1994-96 гг., выглядели провинциально и даже немного пыльно.

Поэзия Тюленева достаточно традиционна, не особо выпадает из русла традиции городского романса. Описание чувств лирического героя легко могут быть противопоставлены природе (песня «Ливайс», например). Формальных экспериментов мало, но подкупает искусная аллитерация, работа с музыкальностью поэтического слова и живостью образов. К сожалению, Тюленев, недостаточно времени уделял литературе и часто в какие-то его хорошие поэтические тексты залетает ложка дегтя, которая портит все ощущение. Особенно хорошо это заметно на фоне общей лиричности.

Группа начала играть в 1992 году. В 1993 году сделали экспериментальную запись, где пели на придуманном языке. В конце 1993 году в Кузнецк приезжала «Глупая девушка», пензенская тусовка узнала про «Игру в Пейс», ее позвали на пензенский фестиваль «МаРока», где они произвели фурор. На следующем фестивале «Раскачивая Восток», они выступили просто отлично. Заметно лучше, чем «Pull» (экс-«Глупая Девушка») или «Кенгуру», не говоря уж об «Аквабитл» и "Сдаче Бреды". С тех пор их больше на фестивали не брали, а видеозаписи выступления Тюленя на этих фестивалях куда-то пропали.

В Пензе было глухо, Тюлень перебрался в Москву. В 1996 году жил у меня. Потом поступил в химкинский «кулек» (МГУК) и там основал новую реинкарнацию «Игры в Пейс» — «Цокотуха». «Выписал» из Пензы Шару, нашел (с моей помощью, кстати!) хорошего барабанщика и записал в 1997 году альбом «На диване». Потом у них начались  конфликты с Шарой, его заменил другой басист — Иван Савыденко, с которым начался новый проект «Пани Валевски».

Михаил «Шара» Барабанов, бас-гитарист:

«На самом деле «Игра в Пейс» задумывалась до появления Димы. Я учился в кузнецком «кульке», туда пришел Тюлень по классу аккордеона , его сразу взяли на 2 курс. Так вот, на обломках двух кузнецких коллективов — «Гиены» и «Иглы» — образовалась «Игра в Пейс». Первый наш концерт мы отыграли под названием «Игра в СПЕЙС», то есть типа космические такие музыканты. А вот потом пришел Дима Тюленев, точнее, привел его я. Затем Дима Куликов и Боря Калашников как-то охладели и стали меньше посещать репетиции, в итоге мы стали играть втроем: я, Тюлень и Форманюк, такая «кузнецкая «Нирвана».

Вот тогда-то и был записан первый мини-альбом, материал был общий. Мы решили, что нужно придумать для нашего материала «птичий язык». На это нас подтолкнула «Глупая девушка». Они исполняли какую-то песню, мы не разобрали слов, и решили, что именно так нужно подходить к сочинению. Или, к примеру, услышали у них неровный размер— 5/4, тут же написали песню в 7/4. Вот такое творческое соперничество!

Первый наш выезд в Пензу как «Игры в Пейс» состоялся в 1993 году, играли мы в «политехе», в рок-клубе «Сталкер» с местной металлической группой «Ассарис». После этого были «бомбические» выступления на фестивалях «МаРока» и «Раскачивая Восток», после чего мы покинули Кузнецк и переехали в Пензу.

Но скоро Антон Николаев позвал нас в Москву, и Дима, легкий на подъем, быстренько туда умчался. Через год в Москву уехал и я. Уже здесь мы трансформировались в «Цокотуху». Появился барабанщик Вадим Кеша Павлов, иногда его подменял его брат, Валера Швецов. А репетировать начали у Тюленя в общаге при Московском университете культуры.

Затем мы стали обрастать знакомствами, познакомились с художниками и музыкантами с Электрозаводской. Потом появился барабанщик Коля Николаев. Я устроился на работу в  театр иллюзий «КРОК», там же мы стали репетировать. Первые видеозаписи «Цокотухи» именно оттуда. Начали играть в клубах Москвы. Как раз тогда и был записан альбом «На диване». Этот период — время тусовки с группой «Ключевая» и ее директором Юлей. Мы вписывались в разные тусовки, фестивали МТV, играли в новогоднем концерте с группами «Маша и Медведи» и «Несчастный случай».

В конце 90-х познакомились с пермской группой «Близнецы Чу» и Виктором Совыденко. Тогда-то у Димы Тюленева возникла идея нового проекта «Пани Валевски» совместно с Совыденко и Ваней Ткачуком из «Братьев Чу». Меня Тюлень видел как «компьютерного» чувака в этом проекте. Я отказался! Последний концерт проекта «Цокотуха» и моего сотрудничества с Димой состоялся летом 99-го года для выпускников московских школ.

В итоге, Тюлень окунулся с головой в новый проект, у группы появился директор, и по каким-то опросам они стали лучшей группой на фестивале в Кремле.
В 2008 году у Димы Тюленева начались проблемы с квартирой в Кузнецке, к тому же заболела его мама. Дима уехал в провинцию, ему дали задание — писать новый материал. Но... у Димы начались проблемы со спиртными напитками. Он стал много пить, грех пьянства водился за ним и в Москве. В итоге, в столицу Дима уже не вернулся. А в 2012 году его не стало. Мне очень жаль его, он был очень светлый человек!»

В 2012 году Дмитрий Черный, российский поэт, журналист, общественный деятель и музыкант, бас-гитарист группы «Эшелон», написал рассказ-некролог «Гибель рок-героя», посвященный Дмитрию Тюленеву, где так определил предпосылки смерти Димы:

«Классическая «рокенролльная смерть» — это захлебнуться рвотными массами, как Бон Скотт. Символично: если ты не поешь, не выкладываешься максимально по собственным меркам или тебя не понимают, не слышат массы, то обратное течение Рока просто захлестнет тебя. Рот спевшего хоть раз такое, что другие хотят втащить на сцену и тиражировать, не смеет молчать, не смеет деградировать, его иронично затыкает изнутри переваренная еда будней. У Димы вышло иначе, но на эту же тему: мир ударил его, пьяного, наотмашь. Каменная твердость Рока — по лицу, не ставшему матрицей для журналов и прочих обложек. Это тоже самоубийство, это вероятность смерти в результате образа жизни..»

Дмитрий Тюленев ушел из жизни в ночь со 2 на 3 июня 2012 года, после непонятной и мутной истории, связанной с алкоголем. Похоронен в Кузнецке.

 

Дмитрий Куликов живет в Пензе, женат, работает, пишет стихи и песни, выступает в небольших пензенских клубах.

Михаил Форманюк живет в Кузнецке Пензенской области.

Михаил «Шара» Барабанов живет в Берлине, работает в театре, является идейным вдохновителем «Trickster Sound Group», который представляет собой психоделическое соединение музыки и визуального ряда, рождающегося под пальцами художника-аниматора, вдохновляемого фантазиями музыкантов.  

А я... поставлю в наушниках «Я наде-ену старый Ливайс», протертый до дыр...» и вновь окунусь в атмосферу кузнецкой группы со странным и непонятным названием «Игра в Пейс». Приглашаю присоединиться...

Фото и видео — из архива музыкантов

Похожие статьи