Фотопроект «Лицом к лицу»: пензенский вариант признания  в любви к искусству
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Кто бы что ни говорил, а люди тянутся к искусству. Интернет с завидной регулярностью выдает информацию о разных проектах, связанных с шедеврами мировой живописи. То на Хеллоуин уже неинтересно изображать нечисть и энтузиасты подбирают себе костюмы Моны Лизы, жутковатого человека с картины «Крик» Мунка и других персонажей известных картин.

1212.jpg

 То наоборот — этих персонажей благодаря всевозможным приложениям и программам «помещают» в современность: Ван Гог, Фрида Кало, девушка с жемчужной сережкой одетые, как хипстеры едут в метро, гуляют по улицам современных городов и прочее.

Год назад одна из подобных подборок, а именно серия фотографий людей в музеях каким-то волшебным образом совпавших в цветовой гамме одежды с картинами, на которые они смотрят, вызвала на страничке пензенской художницы Анны Завьяловой не просто праздный интерес. Нам (так или иначе знакомым с Аней людям), пришла идея сделать какой-либо фотопроект с коллекцией Пензенской картинной галереи.

Было решено сделать упор не на колористике, а на лицах (благо замечательных портретов кисти разных художников в нашей галерее предостаточно) и найти в нашем городе людей, которые похожи на героев картин и «познакомить» их между собой.

Хочется отметить, что «Лицом к лицу» — исключительно волонтерский проект с нулевым бюджетом. Время, труд, переговоры — да, но никаких денег за происходившим не стояло.

Проект стал своего рода экспериментом, результат которого заранее был неизвестен. Ушли ли образы вместе с эпохой? Есть ли что-то общее между современным человеком и человеком XIX-го, начала XX века? Какие черты и человеческие качества были интересны художникам и похожи ли они на то, что хотят подчеркнуть, например, фотографы в наше время? Как горожане среагируют на посыл по-новому взглянуть на полотна Пензенской картинной галереи?

Эти и многие другие вопросы возникали сами собой по мере погружения в проект.

Кроме того, путем реализации этой идеи хотелось как можно больше рассказать о сокровищах именно Пензенской картинной галереи. Очень часто о коллекциях музеев в родном городе люди знают гораздо меньше, чем о том, что экспонируется в столицах.

92PNDaeCzR8.jpg

И достаточно быстро появлялись ответная реакция: пензенцам стал интересен подобный диалог с искусством.

Некоторые участники проекта попали в него благодаря «посредникам»
(в соцсетях периодически размещались картины с сопроводительной аннотацией и призывом присмотреться к окружающим, помочь нам найти подходящих героев), и наша творческая группа очень благодарна внимательным и заинтересованным людям, таких героев нам нашедших. Были и те, кто решил самостоятельно найти родственную душу на полотнах галереи, и те, кто присылал фотографии и полагался на помощь организаторов: а вдруг получится? И очень часто все действительно складывалось.

Есть у проекта и совсем фантастические истории: моделями становились случайные посетители музея, которые о подобной инициативе ничего не знали, но при этом были удивительно похожи на героев каких-то картин.

Нам повезло: директор Пензенской картинной галереи Кирилл Застрожный живо поддержал проект, загорелся его идеями и дал возможность проводить съемки в удобное время, работники галереи были приветливы и терпеливо сносили не всегда соблюдающих музейную тишину организаторов и моделей.

i_OkRxHaQD8.jpg

В течении года в залах галереи периодически проходили фотосессии, на которых работали фотографы проекта — Гаяне Авдалян и Алиса Александрова. Они не стремились в каждом кадре соблюсти формальности, заданные тем или иным полотном или заставить модель строго по стандарту «принимать позы». Чаще всего их работы — это фантазия, импровизация, живая игра с идеями, воплощенными художниками.

Визажист проекта — Елена Кондратьева помогала моделям с образом, создавала правильные акценты, но при этом все выглядело максимально естественно: никакого тяжелого «театрального» грима на лицах моделей нет.

В течении года получившиеся фотографии выкладывались в группе проекта «Лицом к лицу» ВКонтакте, практически у каждой найденной «пары» появились свои поклонники, отметившие удивительную гармонию, сложившуюся между моделью и оригиналом.

4 ноября в рамках Ночи искусств в Пензенской картинной галерее на презентации проекта «Лицом к лицу» министр культуры Пензенской области Татьяна Курдова и Кирилл Застрожный поздравили всех с успешным результатом, а группа организаторов представила вниманию собравшихся зрителей все сделанные за год работы и тех участников проекта, кто смог прийти на встречу.

Всего получилось 24 «дуэта» — это не так много, но каждая сложившаяся история стоит внимания.

Екатерина Федотова, заместитель директора по связям с общественностью Пензенского фонда местного сообщества «Гражданский союз», координатор проекта.

— Как менеджеру грантодающего фонда мне редко встречались какие-то инициативы, связанные с искусством. К сожалению в Пензе их почти нет. Этот факт, а так же моя любовь к живописи стали причинами, по которым мне интересно было поучаствовать в фотопроекте «Лицом к лицу».

Алиса Александрова, фотограф проекта:

— Наиболее запомнилась одна из первых съёмок: участница проекта Александра Китаева и портрет Аристарха Лентулова «Дама в розовом». Во-первых, сама работа невероятно эксцентрична, портрет не столько подчеркивает красоту дамы, сколь ее характер, эмоциональную смелость, в то время как наша модель Саша — удивительно красивая, тонкая девушка. Но она так точно уловила эти эмоции, что когда они отразились у нее на лице, в глазах, в движениях, их сходство меня просто поразило.

Или другой участник проекта — Леонид Светличный, у которого получилось одно из самых органичных воплощений. Условия съёмки не позволяли нам долго настраиваться или входить в роль, однако, Леониду это и не требовалось. Он будто только что сошел с полотна «Портрет А.Н.Арапова», кисти Д.А. Антонелли.

Стать, взгляд, внутренняя уверенность — все совпало. Приятным бонусом было и то, что Леонид пришел с супругой Марией и маленьким сыном, которые случайно обнаружили сходство с картиной К.А. Савицкого «Портрет жены с сыном». На мой взгляд, самые запоминающиеся моменты как раз происходят, когда их не ждёшь.

Карина Сычина, сотрудница Пензенской картинной галереи, одна из организаторов проекта.

— Каждый герой фотосессии удивил меня по-своему. Где-то совпали черты лица, где-то общее настроение, или цветовая гамма. Мне очень приятно, что я имела возможность поучаствовать в воплощении идеи в жизнь. Картины для меня ожили и мне кажется, что я стала любить их еще сильнее.

В собрании галереи очень много удивительных портретов, каждый из них заслуживает особенного внимания. Лично мне очень жаль, что не получилось найти людей старшего поколения для портретов кисти Боброва, Макарова, Горюшкина-Сорокопудова, ведь проект ориентирован на разную аудиторию.

Да, возможно получилось не все задуманное. Нам, организатором очень хотелось, чтобы как можно большее количество портретов Пензенской картинной галереи стали ближе горожанам благодаря фотопроекту, да и круг поисков был бы более масштабным.

Однако большое количество теплых отзывов о проекте и проявленный к нему интерес уже позволяют нашей безымянной творческой группе под идейным руководством Ани Завьяловой говорить о хорошем результате.

Будет ли продолжение? Возможно все.

Похожие статьи