Фильм «Критик» в Пензе: встреча инициатив
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
13 июня в нашем городе состоялся единственный показ документального фильма режиссера Андрея Айрапетова «Критик», посвященного творческому и жизненному пути Артемия Троицкого. На подобное событие в принципе можно было бы и не обратить особого внимания, ведь на первый взгляд данный фильм исключительно «для тех, кто в теме», но несколько факторов сделали этот показ совершенно уникальным.

65.jpg

Во-первых, демонстрация фильма и творческая встреча с его создателем — частная инициатива, которая получила развитие благодаря куратору «Интеллект-парка» Дарье Тришиной. Идея о приглашении Айрапетова была поддержана энтузиастами, принявшими участие в сборе денег на дорогу и пребывание режиссера в нашем городе, на аренду кинозала для комфортного просмотра фильма — все это само по себе нестандартно.

Если ждать, что Пенза как-то сама по себе впишется в ряд городов, интересных организаторам актуальных фестивалей и прочих мероприятий (пару недель назад фильм «Критик» принимал участие, например, в программе крупного столичного фестиваля документального кино о новой культуре — Beat Films Festival), то стопроцентно не дождешься.

Маленькая победа над привычной событийной обреченностью: тебе интересно — ты сделал посильный вклад в то, чтобы это произошло, а не подстроился под планы муниципальных или коммерческих организаций. Чем-то это похоже на организацию корпоратива, только открытого, социального типа.

Не менее любопытно и то, что обычно люди, выступающие на встречах в рамках этого проекта, имеют какое-то отношение к Пензе. И вдруг — столичный режиссер-документалист, в центре внимания его фильма — противоречивая, но безусловно значимая фигура в истории современной российской музыки и музыкальной прессы, однако, причем здесь наш город?

В случае с «Критиком» благодаря подходу Айрапетова к работе с архивными материалами и его желанию передать настроение времени, на фоне которого происходили ключевые для Троицкого события, тематика фильма настолько расширилась, что в конечном итоге «Критик» стал не просто запечатленной на пленке биографией одного человека, а отображением исторической реальности, повлиявшей в каком-то смысле на многих из нас.

Представители разных поколений могут найти в фильме что-то свое: кто-то вспоминает юность, кто-то —детство, кто-то совершенно не знаком с событиями и главными рок-персонажами того времени — и, соответственно, знакомится.

Вообще, совершенно нормально признать, что русский рок — явление, которое расцвет свой давно пережило, а его патриархи в основной массе своей перестали быть рупорами современности. Молодежи интересны совершенно другие люди, да и представители более старших поколений уже подзабыли, как формировалась эта уникальная вселенная под названием «русский рок».

Даже многие из тех, кто знает песни Цоя, Науменко, раннего «Аквариума» с трудом представляют себе, чем именно занимался Артемий Троицкий, — это факт. Когда я говорила со знакомыми о сборе денег на это событие, то в 90 процентах ответных реплик слышала вопрос: «А это вообще кто?»

И как мне кажется, подобные вопросы могут задать сегодня не только в Пензе. Если для столичных городов такой фильм содержит массу узнаваемых культурных кодов, то для провинции подобная документалистика по-прежнему может не только раскачать ностальгию, но и нести в себе открытия, то есть стать просветительским проектом в какой-то степени.

Примечательно, что сам Айрапетов родился и рос в Армении, то есть по сути — тоже в провинции с точки зрения главных событий не только русского рока, но и рока в принципе. По признанию режиссера, любые, даже самые краткие и обрывочные сведения о наших или западных группах, сообщаемые Троицким или интервьюируемыми им музыкантами в авторских публикациях в журналах типа «Ровесник» 70-х-80-х годов были по сути единственным источником информации, который питал меломанские души на периферии.

Увлечение Айрапетова музыкой, желание понять, кем же были эти люди — герои рок-н-ролла, что на них влияло и какова, собственно, была роль Троицкого во всем этом привели к тому, что режиссер в течение трех лет кропотливо собирал материалы, записывал интервью и практически при нулевом бюджете собственноручно и ставил, и монтировал фильм, и делал анимацию, и подбирал звуковую дорожку. В итоге получилось искреннее и душевное посвящение, такой, знаете ли видеоскрапбукинг.

Не случайно в кадре периодически появляются и самиздатовские газеты, и фанатские тетради, в которые вклеивались чудом добытые статьи и фотографии из журналов, дополненные эмоциональными рисунками, шрифтовыми и цветовыми акцентами.

Но наивным и любительским при этом фильм нельзя считать ни в коем случае. Как-то так вышло, что всерьез к архивированию событий тех лет никто не подходил. Именно крайне малочисленные, любительские съемки (то есть по сути работа более или менее сознательных друзей музыкантов или фанатов) — все, что там осталось от тех времен.

Андрей Айрапетов отметил, что при работе над фильмом с горечью обнаружил, что советский/русский рок до определенного момента на видео вообще никак не запечатлен, далее — весьма скудно, да и фотографий маловато. Прошло всего 30-40 лет, а эпоха-то ускользнула. По факту даже египетские мумии несут в себе больше информации для ученых, чем объем сохранившихся документальных свидетельств выступлений, к примеру, того же легендарного Башлачева.

Так что «Критик», можно сказать, только номинально посвящен Артемию Троицкому. Этот фильм, как явление — история о том, как спустя годы работы над разными командными проектами (в активе Айрапетова немало тв-программ, тв-документалистики, музыкальных видео), человек (в данном случае — сам режиссер) нашел время, силы и вдохновение изучать важное, дорогое для себя, попытался добраться до истины, найти ответы на вопросы, которые долгие время оставались открытыми. Фильм Айрапетова сродни работе в архиве по составлению генеалогического древа «своих» — пусть не по крови, но по духу в конечном итоге.

Это — волонтерский по сути проект. Очень хочется верить, что «Критик» станет для режиссера отправной точкой не только нового витка творчества, но и, как это не прозаически прозвучит, новых заказов на оплачиваемый труд — автор доказал свою способность работать честно и талантливо.

Ну а нашему городу хочется пожелать новых подобных инициатив. Все в этой истории говорит о том, что если чего-то очень захотеть — оно непременно случается.

Похожие статьи