26° ... 26°, ветер 3 м/с
66.78
73.98
Федор Лентулов: «Хочется уйти от стереотипного восприятия творчества прадеда»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
26 марта исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося русского художника начала ХХ века, одного из родоначальников русского авангарда, нашего земляка Аристарха Лентулова. Оригинальнейшая творческая личность, один из организаторов известнейшей творческой группы «Бубновый валет», профессор московского ВХУТЕМАСа, Лентулов родился в семье приходского священника в селе Ворона Пензенской губернии и начинал свое обучение живописи в Пензенском художественном училище. Пензенская картинная галерея располагает третьей по значимости в стране коллекцией работ Аристарха Васильевича Лентулова.



Нет смысла пытаться в нескольких словах представить все разнообразие стилей, в которых работал Лентулов, в очередной раз перечислять самые важные и известные его работы — для этого есть немало хороших искусствоведческих статей и книг. И если бы не казус, который выявился в процессе создания этого материала, я бы обязательно упомянула и Всемирную сеть в качестве источника информации. Но обо всем по порядку.

Предыстория


Еще в конце прошлого года, просматривая календарь и обнаружив, что в 2017-м нас ждет юбилей столь знаменитого земляка, захотелось больше узнать и о самом художнике, и о том, как сложилась судьба его семьи. Выясняется, что у Лентулова есть правнук, тоже художник, живущий в Москве. Связаться с Федором Александровичем мне удалось лишь в конце января, разговариваем с ним по поводу возможности материала, и я досадую, что дата, собственно уже позади (в Википедии — 19 января), на что Федор Лентулов с удивлением реагирует, мол, ничего подобного, день рождения Аристарха Васильевича — 26 марта.

При этом огромное количество СМИ и даже учреждений культуры уже отметило юбилей художника «согласно интернету».


   Картина А. Лентулова Пейзаж с красным домом. 1917 г.  и  вид из окна квартиры Лентуловых 2017 г.

По рассказам Федора Лентулова, у его знаменитого прадеда была очень простая мебель, простые вещи. Ему был абсолютно чужд мещанский дух, к тому же в квартире постоянно бывало очень много гостей из артистической среды — для подобных вечеров было необходимо сохранять пространство.



 Некоторые исторические предметы, тем не менее сохранились: стол художника, кресло, в котором позировала для портрета актриса Е.С. Карензина, палитра, посуда, с которой Лентулов писал натюрморты, ну и конечно документы, фотографии и несколько картин.


Федор Лентулов

— Быть потомком известного человека — что это для вас?

— В разные моменты жизни по-разному это на меня и мою жизнь влияет. Сейчас, когда я уже взрослый человек, это все более ответственно. Самого Аристарха Васильевича мне не пришлось увидеть воочию, но я очень много общался с людьми, которые его застали. Нашей семье повезло: у всех были разные профессии, но все они были связаны с искусством в той или иной степени. Бабушка, Марианна Аристарховна была искусствоведом. Дедушка был достаточно известным режиссером-документалистом (Яков Миримов), очень много фильмов именно об искусстве снял. Мой отец был архитектором, а меня бабушка подтянула именно к живописи.


Картины Федора Лентулова

Сейчас наступило такое интересное время, что русские национальные лидеры в искусстве, долгое время остававшиеся в тени на фоне большого интереса к современному искусству, стали вновь обретать вес. Об этом можно судить по выставкам Серова, Левитана, Айвазовского, по росту количества небольших галерей с собраниями русского искусства разных периодов. Галерея «Наши художники», например, помогла выпустить книгу воспоминаний Лентулова в 2014 году, которые бабушка всю жизнь мечтала издать. В этой же галерее была хорошая, хоть и небольшая ретроспективная выставка. А новая выставка, которая откроется летом 2017 и будет проходить в Бахрушинском музее, будет связана и с датой, и с концепцией театрального творчества художника.

— Каким человеком был Аристарх Васильевич, как вам кажется?

— Он был совершенно разным в разном возрасте. Молодой Лентулов — это такой в хорошем смысле слова авантюрист: легкий, артистичный; постоянные приключения какие-то в жизни были. Благодаря своим качествам: широте души, харизме, таланту, он фактически без средств к существованию смог стать своим в артистических кругах. И в то же время четко понимал задачи искусства. После пережитых страной катаклизмов, он стал одним из глашатаев искусства, а ближе к концу жизни он был уже более склонен к философии, размышлениям, хотя оказываясь на людях, артистическая натура брала верх все равно: где какое-то движение, сборища, кружки — там всегда он в центре внимания.

— Как считаете, известен ли Лентулов в той степени, в которой он этого заслуживает?

— Мы с искусствоведами думаем, что да, Лентулов известен. Практически ни один серьезный труд по истории русского искусства не обходится без упоминания о нем, существует достаточно много книг, альбомов, даже сувенирная продукция с лентуловских произведений в Третьяковке сейчас интересная есть. Хочется выйти на несколько иной уровень: показать, насколько его творчество было многообразно. Уйти от стереотипов о творчестве Лентулова, чтобы не воспринимали его только как «русское Ярило», как представителя некоего лубка, ярмарочности, фольклора, лоскутности, показать многогранность таланта и его, и всего «Бубнового валета» в целом — вот наша задача.

— Какие работы Лентулова именно для вас самые знаковые?

— Для меня самая знаковые работы принадлежат к периоду после возвращения из Парижа, где художник впитывал новое искусство. Это неяркая, даже мрачная палитра, эти работы напоминают работы Брака, Леже (одна из моих любимых этого периода «Автопортрет с женой в анфас и в профиль»), хотя те самые солнечные, многоцветные национальные узнаваемые картины Лентулова я тоже люблю.

— Почему выбрали профессию художника? Был ли этот выбор для вас наиболее очевидным?

— Меня по большому счету никто не спрашивал. Это был выбор родителей, семьи, мне как-то больше к технике хотелось иметь отношение в юности. Но сейчас я совершенно не жалею, что стал художником. В наше время быть художником — это целая философия, причем вполне счастливая. Быть в творчестве — никогда не чувствовать себя бедным. К тому же, для художника, работающего в пейзаже (как я в основном сейчас) в том же Крыму все время можно писать, работать. Аристарх Васильевич тоже очень любил Крым и юг России, очень большое количество времени проводил там с семьей, единственное, когда начинался учебный год, возвращался преподавать в Москву.

Я стараюсь поддерживать и сохранять живописные традиции, в том числе и того времени, когда творили современники Лентулова и он сам. Это как это ни парадоксально прозвучит, получается даже в том, что мой стиль идет вразрез со временем. Те художники творили свое «левое искусство» вопреки происходящему вокруг, а теперь получается, что реализм вразрез со временем. Не помню, кто из теоретиков искусства говорил, что в то время, когда творили импрессионисты и кубисты, Репин и Шишкин могли позволить себе роскошь находиться в отрыве от современного им искусства, и не то, чтобы они отставали от тенденций, а именно в своем микрокосме творили. Сейчас это происходит с реализмом.

Именно в Крыму я нашел немало единомышленников, соратников по творчеству: живописцев Киевской, Московской, Питерской школ, на них в меньшей степени оказало влияние современное искусство, концептуализм. Мне и в современном искусстве много что нравится, но все же ближе хорошая пленерная живопись — не рисованная с фотографий, конъюнктурная, а именно настоящая.

— Бывали ли когда-либо на родине Аристарха Васильевича? Если не были, то нет ли мыслей съездить?

— К стыду своему, ни разу не был, хотя большой интерес есть. Бабушка, конечно, не раз бывала в Пензе: передавала картины, принимала непосредственное участие в организации «лентуловского» пространства в Пензенской Картинной галерее, давала консультации. Да и дедушка, собственно, тоже был родом из Пензы, часто туда ездил, а я все никак не соберусь. Интересно было бы и доехать до села Ворона, в котором Аристарх Васильевич родился. По моим сведениям, что-то там даже уцелело.

Ключевое культурное событие, приуроченное к юбилею Лентулова еще впереди: летом в Театральном музее им А.А Бахрушина, в Москве состоится уникальная выставка «Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения». Это событие входит в топ самых ожидаемых выставочных мероприятий 2017 года, оно призвано продемонстрировать работы не только Лентулова-живописца, но и Лентулова — театрального художника.
Источник фото: фото автора

Комментарии: {{ appData.total }}

Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь и оставьте комментарий первым! Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии!
  • {{ item.user.title }}

    {{ item.comment }}

Похожие статьи