Федор Лентулов: «Хочется уйти от стереотипного восприятия творчества прадеда»


Нет смысла пытаться в нескольких словах представить все разнообразие стилей, в которых работал Лентулов, в очередной раз перечислять самые важные и известные его работы — для этого есть немало хороших искусствоведческих статей и книг. И если бы не казус, который выявился в процессе создания этого материала, я бы обязательно упомянула и Всемирную сеть в качестве источника информации. Но обо всем по порядку.
Предыстория
Еще в конце прошлого года, просматривая календарь и обнаружив, что в 2017-м нас ждет юбилей столь знаменитого земляка, захотелось больше узнать и о самом художнике, и о том, как сложилась судьба его семьи. Выясняется, что у Лентулова есть правнук, тоже художник, живущий в Москве. Связаться с Федором Александровичем мне удалось лишь в конце января, разговариваем с ним по поводу возможности материала, и я досадую, что дата, собственно уже позади (в Википедии — 19 января), на что Федор Лентулов с удивлением реагирует, мол, ничего подобного, день рождения Аристарха Васильевича — 26 марта.
При этом огромное количество СМИ и даже учреждений культуры уже отметило юбилей художника «согласно интернету».

Картина А. Лентулова Пейзаж с красным домом. 1917 г. и вид из окна квартиры Лентуловых 2017 г.
По рассказам Федора Лентулова, у его знаменитого прадеда была очень простая мебель, простые вещи. Ему был абсолютно чужд мещанский дух, к тому же в квартире постоянно бывало очень много гостей из артистической среды — для подобных вечеров было необходимо сохранять пространство.

Некоторые исторические предметы, тем не менее сохранились: стол художника, кресло, в котором позировала для портрета актриса Е.С. Карензина, палитра, посуда, с которой Лентулов писал натюрморты, ну и конечно документы, фотографии и несколько картин.

Федор Лентулов
— Быть потомком известного человека — что это для вас?
— В разные моменты жизни по-разному это на меня и мою жизнь влияет. Сейчас, когда я уже взрослый человек, это все более ответственно. Самого Аристарха Васильевича мне не пришлось увидеть воочию, но я очень много общался с людьми, которые его застали. Нашей семье повезло: у всех были разные профессии, но все они были связаны с искусством в той или иной степени. Бабушка, Марианна Аристарховна была искусствоведом. Дедушка был достаточно известным режиссером-документалистом (Яков Миримов), очень много фильмов именно об искусстве снял. Мой отец был архитектором, а меня бабушка подтянула именно к живописи.

Картины Федора Лентулова
Сейчас наступило такое интересное время, что русские национальные лидеры в искусстве, долгое время остававшиеся в тени на фоне большого интереса к современному искусству, стали вновь обретать вес. Об этом можно судить по выставкам Серова, Левитана, Айвазовского, по росту количества небольших галерей с собраниями русского искусства разных периодов. Галерея «Наши художники», например, помогла выпустить книгу воспоминаний Лентулова в 2014 году, которые бабушка всю жизнь мечтала издать. В этой же галерее была хорошая, хоть и небольшая ретроспективная выставка. А новая выставка, которая откроется летом 2017 и будет проходить в Бахрушинском музее, будет связана и с датой, и с концепцией театрального творчества художника.
— Каким человеком был Аристарх Васильевич, как вам кажется?
— Он был совершенно разным в разном возрасте. Молодой Лентулов — это такой в хорошем смысле слова авантюрист: легкий, артистичный; постоянные приключения какие-то в жизни были. Благодаря своим качествам: широте души, харизме, таланту, он фактически без средств к существованию смог стать своим в артистических кругах. И в то же время четко понимал задачи искусства. После пережитых страной катаклизмов, он стал одним из глашатаев искусства, а ближе к концу жизни он был уже более склонен к философии, размышлениям, хотя оказываясь на людях, артистическая натура брала верх все равно: где какое-то движение, сборища, кружки — там всегда он в центре внимания.
— Как считаете, известен ли Лентулов в той степени, в которой он этого заслуживает?
— Мы с искусствоведами думаем, что да, Лентулов известен. Практически ни один серьезный труд по истории русского искусства не обходится без упоминания о нем, существует достаточно много книг, альбомов, даже сувенирная продукция с лентуловских произведений в Третьяковке сейчас интересная есть. Хочется выйти на несколько иной уровень: показать, насколько его творчество было многообразно. Уйти от стереотипов о творчестве Лентулова, чтобы не воспринимали его только как «русское Ярило», как представителя некоего лубка, ярмарочности, фольклора, лоскутности, показать многогранность таланта и его, и всего «Бубнового валета» в целом — вот наша задача.
— Какие работы Лентулова именно для вас самые знаковые?
— Для меня самая знаковые работы принадлежат к периоду после возвращения из Парижа, где художник впитывал новое искусство. Это неяркая, даже мрачная палитра, эти работы напоминают работы Брака, Леже (одна из моих любимых этого периода «Автопортрет с женой в анфас и в профиль»), хотя те самые солнечные, многоцветные национальные узнаваемые картины Лентулова я тоже люблю.
— Почему выбрали профессию художника? Был ли этот выбор для вас наиболее очевидным?
— Меня по большому счету никто не спрашивал. Это был выбор родителей, семьи, мне как-то больше к технике хотелось иметь отношение в юности. Но сейчас я совершенно не жалею, что стал художником. В наше время быть художником — это целая философия, причем вполне счастливая. Быть в творчестве — никогда не чувствовать себя бедным. К тому же, для художника, работающего в пейзаже (как я в основном сейчас) в том же Крыму все время можно писать, работать. Аристарх Васильевич тоже очень любил Крым и юг России, очень большое количество времени проводил там с семьей, единственное, когда начинался учебный год, возвращался преподавать в Москву.
Я стараюсь поддерживать и сохранять живописные традиции, в том числе и того времени, когда творили современники Лентулова и он сам. Это как это ни парадоксально прозвучит, получается даже в том, что мой стиль идет вразрез со временем. Те художники творили свое «левое искусство» вопреки происходящему вокруг, а теперь получается, что реализм вразрез со временем. Не помню, кто из теоретиков искусства говорил, что в то время, когда творили импрессионисты и кубисты, Репин и Шишкин могли позволить себе роскошь находиться в отрыве от современного им искусства, и не то, чтобы они отставали от тенденций, а именно в своем микрокосме творили. Сейчас это происходит с реализмом.
Именно в Крыму я нашел немало единомышленников, соратников по творчеству: живописцев Киевской, Московской, Питерской школ, на них в меньшей степени оказало влияние современное искусство, концептуализм. Мне и в современном искусстве много что нравится, но все же ближе хорошая пленерная живопись — не рисованная с фотографий, конъюнктурная, а именно настоящая.
— Бывали ли когда-либо на родине Аристарха Васильевича? Если не были, то нет ли мыслей съездить?
— К стыду своему, ни разу не был, хотя большой интерес есть. Бабушка, конечно, не раз бывала в Пензе: передавала картины, принимала непосредственное участие в организации «лентуловского» пространства в Пензенской Картинной галерее, давала консультации. Да и дедушка, собственно, тоже был родом из Пензы, часто туда ездил, а я все никак не соберусь. Интересно было бы и доехать до села Ворона, в котором Аристарх Васильевич родился. По моим сведениям, что-то там даже уцелело.
Ключевое культурное событие, приуроченное к юбилею Лентулова еще впереди: летом в Театральном музее им А.А Бахрушина, в Москве состоится уникальная выставка «Аристарх Лентулов. К 135-летию со дня рождения». Это событие входит в топ самых ожидаемых выставочных мероприятий 2017 года, оно призвано продемонстрировать работы не только Лентулова-живописца, но и Лентулова — театрального художника. Источник фото: фото автора