Доктор Дапертутто: театр или «секта»?

Театр Доктора Дапертутто — жемчужина культурной жизни Пензы – давно оказался изолированным от широкой публики миром. Из вечера в вечер в зрительном зале оказываются одни и те же люди. Почему так получается, и что делать — в нашем материале.

Уже более десяти лет в нашем городе существует Театр Доктора Дапертутто. За эти годы, наверное, не осталось пензенца, незнакомого с этим названием. Экстравагантный, искренний, безукоризненно профессиональный, он, как и положено театру, окружен мистическим ореолом. Всё, от таинственного названия до живого музыкального сопровождения, от фасада старинного здания до исключительно мужского актёрского состава, создаёт у посетителя Центра театрального искусства «Дом Мейерхольда» ощущение загадочности и сказочности. Одна из фирменных черт театра — маленький зал, вмещающий всего лишь несколько десятков человек, — делает практически осязаемым эмоциональный накал разыгрываемого действа.
Но как не бывает идеальных людей, так, видимо, не бывает и идеальных театров. Вместительность маленького уютного зала Дома Мейерхольда сыграла злую шутку: большинство пензенской театральной публики лишено возможности посетить постановки этого уникального театра. Несмотря на вполне демократичные цены — как правило, 300-350 рублей – достать билеты в Театр Доктора Дапертутто практически невозможно.
Ни для кого не секрет, что причиной массового голода всегда становилась не нехватка продуктов, а нежизнеспособная система их распределения. Схожая ситуация складывается и в нашем случае. В последние годы получить заветные билеты можно двумя путями. Первый способ «классический» — через кассу. Происходит это следующим образом. Билеты на все постановки очередного месяца (около пятнадцати выступлений) появляются в продаже одновременно в третьей декаде месяца текущего — как правило, этот день выпадает на субботу. Количество их сильно ограничено.
В День X уже в шесть часов утра (а в тёплое время года иногда ещё раньше) перед зданием по адресу Володарского, 59 начинает образовываться очередь. Преданные поклонники (а, может, уже даже «фанаты») спешат обеспечить свой досуг на несколько недель вперёд. Касса открывается в 9:00 — а уже через час-полтора в ней не остаётся ни одного билета.
Второй способ добычи билетов — «оптовый». Как правило, используется различными организациями — как пензенскими, так и иногородними (что делает честь театру) — при массовых организованных посещениях постановок. В этом случае театральная администрация даёт возможность заранее – до поступления в открытую продажу – забронировать и выкупить определённое количество билетов. Стоит ли говорить, что, учитывая популярность Театра Доктора Дапертутто, этот способ оказывается востребованным. В итоге к моменту начала открытой продажи количество билетов в кассе может разочаровать даже видавших виды завсегдатаев ежемесячной очереди.
Такая ситуация имеет неожиданное следствие — в зале театра от представления к представлению оказываются практически одни и те же люди. Далеко не каждый человек может позволить себе «с первыми маршрутками» отправляться выстаивать очередь за билетами, принимая во внимание вполне реальные опасения в итоге их всё равно не получить. Очевидно, что дело не в лености публики — кого-то могут не пускать из дома семейные обстоятельства, кто-то работает и по субботам, а для кого-то это банально единственный шанс отоспаться за всю неделю. Если обращаться к фактам — первыми в очереди практически каждый месяц оказывается одна и та же группа людей, приобретающая билеты для себя и для ограниченного числа своих знакомых, в результате чего Театр Доктора Дапертутто превратился в междусобойчик для нескольких достаточно узкого круга лиц.
Когда звучит недовольство со стороны широкой публики, «постоянные клиенты» с ещё большим возмущением отвечают, что кому действительно надо, те всегда без проблем всё достают (имея в виду самих себя). Но, судя по всему, они просто не так стеснены ни по деньгам, ни по времени. Мероприятия начинают напоминать не то собрание маленькой секты, не то заседание масонской ложи.
Понятно, что раздвинуть стены зала в угоду пожеланиям публики невозможно. В связи с этим администрация театра ходатайствовала о предоставлении труппе зала бездействующего ныне кинотеатра «Москва», расположенного буквально напротив Дома Мейерхольда. Однако состояние помещения закрытой много лет назад «Москвы» потребует колоссальных финансовых вложений для того, чтобы привести его в приемлемое для выступления артистов состояние.
Данную ситуацию можно было бы вывести из круга остро стоящих вопросов, если бы не одно «но»: Центр театрального искусства «Дом Мейерхольда» находится на дотационном положении. Почему на деньги налогоплательщиков содержится театральное учреждение, в которое этот самый налогоплательщик попасть не имеет возможности? Очевидно, что руководство театра осознает существование этой проблемы, и пытается её разрешить. Вот только методы используются из нашего социалистического прошлого.
Так, несколько лет назад было введено ограничение на свободную продажу билетов: с некоторых пор «в одни руки» из кассы их могли продать не более десяти штук, спустя некоторое время их число ограничилось до шести. Однако ощутимого эффекта это не принесло. «Хвост» субботней очереди по-прежнему оставался ни с чем, и администрация, идя навстречу публике, назначала дополнительные спектакли: помимо пятницы, субботы и воскресенья, представления один-два раза в месяц даются по четвергам. Однако и это сложно назвать решением проблемы: либо приходится сокращать количество репетиций, либо должны перерабатывать актёры, и без того получающие далеко не астрономические деньги. Ситуация патовая? Нам представляется, что это не так.
Настало время переходить от административных рычагов управления к рыночным. В том числе к основному из них — ценообразованию. Сделать театр доступнее может, как ни странно, повышение платы за посещение спектаклей. Кому-то это покажется парадоксальным, но очевидные решения не всегда идеальные: человечество долго ломало голову, как стать легче воздуха, чтобы взлететь, пока создатель науки аэродинамики Николай Жуковский не заявил, что для того, чтобы взлететь, летательный аппарат необходим тяжелее воздуха.
Причём увеличение цен должно быть радикальным: не на 50 рублей, а, как минимум, в два раза, а возможно, и ещё больше. Адекватно ли такое повышение? Однозначно: сейчас цены в Театре Доктора Дапертутто сопоставимы со стоимостью входа на выступление местных любительских музыкальных коллективов (требующих, зачастую, гораздо меньшего технического оснащения, реквизита и подготовительного процесса). Для сравнения, за посещение постановки рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда», проходившей без декораций и под фонограмму-«минусовку», ещё пару лет назад нужно было отдать не менее тысячи рублей. Ну, а судя по обсуждениям в сети Интернет, перекупать с рук билеты в Дом Мейерхольда публика готова за любые деньги.
В этом случае отпадёт необходимость искусственно ограничивать количество билетов, доступных в кассе для одного покупателя: завсегдатаи театра неизбежно станут умеренней в своих желаниях. В то же время, это не нанесёт существенного ущерба кошельку тех, кто ходит в театр раз в два-три месяца — но они получат возможность вообще посетить театр в принципе.
Если даже это не приведёт к расширению аудитории, то, по крайней мере, станет меньше вопросов к расходам бюджетных средств. А ещё будет свидетельством возможности дальнейшего повышения цен.
При этом речь совершенно не идёт о снижении бюджетного финансирования театра. Более того, речь даже не о театре, как таковом, — он лишь иллюстрация весьма распространённого явления. Предприятия и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, теряют интерес к зарабатыванию денег. В современном мире — это прямой путь к стагнации и кризису. Если не перестать мыслить «советскими» категориями — мы неизбежно окажемся в советском мире, с дефицитом, очередями, а затем талонами на товары. А это, согласитесь, далеко не те реалии нашего социалистического прошлого, по которым мы скучаем.
Источник фото: http://welcome2penza.ru