Что приснилось Ивану Бездомному
Наталья Мокрецова
Наталья Мокрецова
Последним январским субботним вечером в ККЗ «Пенза» вниманию почтеннейшей публики была представлена постановка Романа Виктюка «Сны Ивана Бездомного» по роману Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Что же приснилось Ивану Бездомному, разбиралась корреспондент портала «Пенза-Онлайн».



Неоднозначный роман


Своими постановками Роман Виктюк радует наш город не впервые. Весной прошлого года театр представлял постановку «Служанки» по одноименной пьесе Жана Жане. Теперь нашему вниманию представили режиссерское видение неоднозначного романа русского писателя Михаила Булгакова. Роман не был завершен писателем, работа над ним была трудной, первый экземпляр он даже сам уничтожил. Произведение неоднократно экранизировали, несколько раз ставили на сцене. Но при таком переплетении сюжетных линий сложно уместить всю картину в действие, происходящее на сцене, смысл произведения может потеряться. Виктюк выбрал линию Ивана Бездомного и постарался показать сюжет его глазами.

Молодой начинающий поэт Иван Бездомный находится в сумасшедшем доме. Юношу мучают видения, он страдает после инцидента, произошедшего с ним на аллее на Патриарших прудах. На его глазах погиб знакомый, да еще при очень странных обстоятельствах. Смерть его была предсказана незадолго до случившегося странным незнакомцем с невообразимой компанией (чудака и говорящего кота). Иван пытается уличить предсказателя, разобраться не столько в причине несчастного случая, сколько в удивительных словах незнакомца и его личности. По словам странного гражданина, он был лично знаком с Понтием Пилатом, префектом Иудеи в 20-30е годы до н.э.

Соседом Бездомного оказывается также человек из творческой среды — писатель, не выдержавший критики своего произведения. Он рассказывает Ивану о своем романе, главным героем которого является все тот же Понтий Пилат. Иван, в свою очередь, делится своими приключениями и Мастер (пациент соседней палаты) уверяет Ивана, что тот имел встречу с самим Сатаной.

У Мастера есть любимая женщина — Маргарита. Писатель раскрывает Ивану подробности своего с ней знакомства, их любовной связи и краха отношений, рассказывает о своих опасениях и неуверенности в чувствах любимой женщины. Иван советует Мастеру написать Маргарите.

На сцене появляется и сам герой произведения Мастера — Понтий Пилат. Прокуратор, по долгу службы, разбирает судебное дело против бродяги Иешуа Га-Ноцри. Тот проповедовал истины о равенстве и справедливости. С одной стороны, его философские речи поражают Понтия Пилата и вызывают желание провести с ним еще беседы, помиловав его. С другой стороны, Иешуа подвергает сомнению идеи абсолютизма, поэтому прокуратор принимает непростое решение казнить бродягу. Решение это дается ему с трудом, мучительно, но он видит в этом свой долг перед властью.

Тем временем, к Маргарите являются посланцы от Воланда (того самого зловещего незнакомца, предсказавшего смерть друга Ивана Бездомного). Они приглашают ее на бал. После бала Воланд исполняет ее желание — вернуть ей ее любовника (Мастера). Теперь они снова вместе, а Мастер получает назад экземпляр своей сожженной рукописи. В это время Ивану сообщают, что его сосед умер, и он понимает, что тот теперь вместе со своей любимой.



Сон и явь


Постановка не зря содержит в своем названии слово «сны». Действо, происходящее на сцене, буквально завораживает и усыпляет. Костюмы совсем не утяжеляют актеров. Персонажи много двигаются, причем совершают различные телодвижения и на множестве металлических конструкций, находящихся на сцене, не только пребывающих в стационарном положении, но и постоянно передвигаемых. Конструкции напоминают паутину, посередине которой расположен тяжелый крест. Он образно давлеет, нависает над персонажами.

Поскольку в самом романе есть место юмору, в постановке он тоже присутствует. В начале представления, на сцене располагается несколько огромных золотых и серебряных голов Ленина и Сталина. Имеется также голова Сталина с высунутым языком. Позже эти головы служат персонажам украшениями на балу у Сатаны. Некоторое время по сцене носят отрезанную голову Берлиоза в авоське, что тоже смотрится комично, но, вместе с тем, юмор этот, очевидно, черный. Как и сцена с выносом гроба с безголовым телом.

Вообще, все предметы на сцене задействованы в ходе разворачивающейся игры, даже шторы (которые колыхаются в определенных частях повествования).
Сонная атмосфера нагнетается в течение всего представления. Постепенно теряется чувство реальности, плавные движения актеров убаюкивают и уже начинает казаться, что все и впрямь происходит во сне. Как обычно бывает в сновидениях, сюжеты несколько беспорядочно сменяют один другой, персонажи также начинают двигаться и говорить неравномерно. Иван Бездомный дергается в конвульсиях, эта сцена создает ощущение полного отрыва от реальности.

Этот прием недавно видела в постановке «Франкенштейн» с Бенедиктом Камбербетчем, очевидно сейчас довольно популярно таким вот образом увеличивать напряжение на сцене. Отдельно хочется сказать об игре артистов. Сложное произведение, очень непростые персонажи. На сцене в основном мужчины, они явно затмевают собой женских персонажей.



Личность Воланда вообще усилена его постоянным присутствием. В романе многие сцены обходятся без его участия. В постановке Воланд сначала предстает в качестве эдакого суфлера, тени, по ходу представления личность его принимает все более широкие формы. Под конец он уже — центральная фигура, кукловод, который руководит всем происходящим. В роли его выступил заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин.
Кстати, Дмитрий оказался очень приятным и веселым человеком. После представления не отказался от общения с публикой, раздал автографы и сфотографировался с пензенцами.

Как и само произведение Михаила Булгакова, пьеса Романа Виктюка достаточно неоднозначна. В ней перемешаны мистификация с черным юмором, но смотрится эта смесь очень органично, как и полагается во сне. Можно с уверенностью сказать, что такой интерпретации пензенская сцена до настоящего момента точно не видела.

Фото автора.

Похожие статьи