«Застрявшим в гаражах нужны бизнес-наставники»
Владислав Беляков
Владислав Беляков
По данным неофициальной статистики, до 15% населения крупных городов России трудится в так называемом «гаражном секторе». Мы продолжаем серию публикаций о «гаражной экономике» как явлении наших дней.



Гаражи давно уже стали не только местом для «ночлега» автомобилей. Они — часть малой экономики Пензы. В гаражах ремонтируют машины, открывают мелкие производства, пекут печенья и разливают лимонад, пилят, строгают, стригут и даже открывают хостелы…

Наш сегодняшний собеседник — Александр Дьячков — четыре года был «резидентом» гаражного бокса.

— Во время кризиса 2009 года меня уволили из рекламного агентства, — рассказывает Александр. — Предложили работать сдельно: есть работа по монтажу рекламы — приглашают. Нет — сиди дома. Пока искал работу, как-то между делом, появились свои заказчики. В итоге пришлось открыть ИП, чтобы удобнее было работать с иногородними клиентами. Через некоторое время встал вопрос: где хранить лестницу, другой инструмент, расходные материалы? У отца моего напарника был гараж. Сначала мы просились туда время от времени, потом стали пользоваться им постоянно.
 
— Выдели плюсы и минусы работы в гараже?

— Есть помещение под замком, в которое можно заехать в любое время, хоть в праздники, хоть ночью. Копеечные расходы на электроэнергию и гаражные взносы, которые к тому же мы делили пополам с напарником — это плюс. И больше плюсов что-то не вспоминается. Теснота и холод зимой — это минус. Зимой, кстати, главная проблема — снег. Наш гараж стоял на третьей линии, в глубине одного из кооперативов в районе Бугровки. И если выпадало много снега, то не факт, что проедешь туда, и когда почистят, и почистят ли вообще — не известно…

Представь: надо срочно отвозить готовую вывеску клиенту, у которого завтра — открытие магазина. Подъезжаешь к гаражному массиву, а к своему гаражу не подъедешь, и на руках не реально донести. Полная засада.

Еще один недостаток — в гаражах отключить электроэнергию могут в любое время суток. Я не знаю, с чем это связано. Может так происходит просто, потому что там люди не живут? Это же не многоквартирный дом, откуда сразу раздадутся сотни звонков недовольных жильцов.

Поэтому взвесив все плюсы и минусы, через 4 года работы в гараже мы все же нашли себе небольшое помещение с низкой арендной платой. Для нас это оказалось на порядок удобнее. Из гаража мы перебрались в подвал. Он не отапливаемый, но теплый. Не мерзнем. Электричество не отключают. И главное — он не у черта на куличках. Подъездные пути всегда расчищены.

— Кто-то уходит в гаражи «на глухаря» и работает в «черную», другие, наоборот, сразу же регистрируют ИП, чтобы не играть в азартные игры с государством. Какой путь выбрал ты?

— Все мои знакомые, кто уже давно в бизнесе, рекомендуют регистрироваться лишь тогда, когда без этого невозможно. А пока неясно, как у тебя вообще пойдут дела, лучше не регистрироваться.

Если госорганы зафиксируют факт оказания услуги, то ты честно, по закону, раз в год заполнишь декларацию о доходах и заплатишь 13%. Вообще, несистематическая коммерческая деятельность ни в коем случае не является незаконным предпринимательством. Некоторые, кстати, этого не знают.

Самый простой вариант — это ИП. Я работаю с юрлицами, поэтому для меня оптимальный вариант — упрощенная система налогообложения (УСНО). Это 6% с оборота.

Что неудобно: при работе с юридическим лицами, у кого есть НДС (налог на добавленную стоимость), происходит двойное налогообложение. Это «тормозит» тех, кто только начинает заниматься предпринимательством. Вот когда уберут двойное налогообложение, я думаю, произойдет взрывной рост предпринимательства.

— В чем состоит твой бизнес?

— Монтаж фасадной и интерьерной рекламы. Мои заказчики — это рекламные агентства. Параллельно с этим ищу другие варианты.

— Например?

— Когда дети были маленькими, была идея смастерить детские салазки с колесиками. И наладить их серийное производство. Примерно год придумывал конструкцию, позволяющую перевозить салазки через асфальтовые дороги. Еще какое-то время ушло на поиски колес и придумок, как их закрепить. В итоге соорудил.

Потом думал, как организовать производство. Сомневался — будут ли покупать? Короче, несколько лет прошло, дети выросли. А в магазинах появились те самые салазки на колесиках — почти точная копия моих. Идея ушла безвозвратно.

Другое мое изделие тоже появилось на фоне проблемы. Жена замучилась таскать коляску с ребенком от лифта до подъездной двери. Говорила мне, что я должен придумать какое-то приспособление, чтобы облегчить ей жизнь.

Думал опять долго. В итоге подсмотрел решение проблемы у москвичей — откидной пандус. Правда, когда, наконец, нашлось решение, нашей семье откидной пандус был уже не нужен. Дети уже сами стали ходить.

Зато установил такие конструкции в нескольких домах для инвалидов и молодых родителей. Дорого с них не возьмешь. Это у меня получился такой элемент социального бизнеса. А заодно — наглядная реклама. Я и сейчас время от времени делаю откидные подъездные пандусы на заказ.

— Как ищешь клиента? Важно место, где стоит гараж?

— Не имеет никакого значения. Лишь бы тебе самому было удобно там работать. В моем частном случае лучшая реклама и маркетинг — это «сарафанное радио». Довольный клиент приводит двух реальных, недовольный уводит трех потенциальных. То есть, какой вывод: надо работать качественно, чтобы клиент был доволен всегда. Если хочется выйти на другой уровень, можно использовать интернет-ресурсы, там много вариантов.

— Что реально может помочь гаражному мастеру вывести бизнес на другой уровень?

— Я прошел два бизнес-курса, которые организовывались в Пензе бесплатно для предпринимателей. К сожалению, у меня сложилось впечатление, что эти курсы устраивались под конкретную организацию, чтобы ее спикеры просто смогли отчитать нам свои «крутые» лекции о разных аспектах бизнеса. Для нас — на 98% — эти лекции были бесполезные. Сплошная теория.

Очень важно, чтобы реальный практик, работающий в схожей сфере бизнеса, и который зарабатывает больше твоего, помог по полочкам разобрать твой бизнес, указать на ошибки и точки роста. И, разумеется, это должна быть не одна встреча. Нужно наставничество.

Малый и средний бизнес уже могут себе позволить дорогих бизнес-тренеров, высококлассных специалистов. Мы — те, кто работает на уровне самозанятости. И нам сложнее всех развивать свой бизнес. Первые шаги — самые сложные, поэтому через 5 лет по статистике остается 5%, а остальные 90% навсегда отказываются от второй попытки создать свое дело.

Было бы круто найти себе бизнес-наставника, который помог бы выбрать стратегию развития бизнеса, исходя из моих реальных условий, который бы честно сказал: «Саша, вот этим тебе заниматься — только время тратить, ничего не заработаешь, а это, наоборот, — самая что ни есть перспектива!» Или чтобы в Пензе была создана система таких бизнес-наставников, тренеров для начинающих или «застрявших» в гаражах предпринимателей.

Фото автора


Похожие статьи