«Свои лучшие произведения многие мастера современного искусства создавали в Пензе»
Журналист
Журналист
На сайте 2035.media появился занимательный материал за авторством Евгения Хана, которым мы хотели бы поделиться и с нашими читателями.

Всего в 600 километрах от Москвы успешно развивается крупнейший в мире центр современного искусства — парк «Легенда». Как культура становится драйвером развития регионов, где можно найти своё «место силы» и почему за современным искусством будущее — нам рассказал создатель парка — пензенский предприниматель и меценат Константин Волков.

2.jpg

— Сколько участников приезжает в парк за год?

— За те девять лет, что существует парк, на симпозиумах и фестивалях побывали более 500 живописцев и скульпторов примерно из 68 стран мира. В среднем — это 50-60 человек в год.

Международный скульптурный симпозиум традиционно проходит раз в год — весной или осенью. На арт-резиденции участники приезжают постоянно, живут в парке и работают в творческих мастерских от трех недель до нескольких месяцев. Здесь они создают свои новые шедевры. Главная задача участников здесь – дать волю своему творчеству и фантазии: писать картины и создавать скульптуры, плавить и сваривать металл, экспериментировать с технологиями, вырезать из дерева – да все, что угодно!

1.jpg

После завершения работы они разъезжаются по всему свету, оставив парку «Легенда» и галерее «Арт-Пенза» плоды своего вдохновения. Наиболее выдающихся мастеров назвать сложно, многие из них действительно заслуженные мировые деятели: Сатору Такада, Бату Сихарулидзе, Игорь Тишин, Пьер Карам и другие.

— И какой конкурс на место?

У нас очень высокий конкурс, я считаю. На некоторые фестивали он достигал более 2500 претендентов на 50 мест, то есть 50 человек на место.

— Сколько таких площадок еще существует в мире?

Их примерно восемь. Это Турция, Китай, Саудовская Аравия, Америка, Латинская Америка и несколько в Европе. Основной наш конкурент сегодня – это Китай, который в силу своей общественной организации, в том числе и в искусстве, реализует масштабные государственные проекты. В Китае на государственном уровне любят скульптуру, любят живопись, динамично развивают города и парки и насыщают их произведениями искусства, делая среду обитания человека более комфортной. У нас этого, конечно, не хватает. Тем не менее, мы до сих пор конкурируем с ними.

— Посетителей в парк пускаете?

— Конечно. Моя основная миссия — сделать скульптурный парк «Легенда» главной достопримечательностью региона. Сегодня в области есть несколько достопримечательностей, но, на мой взгляд, они несколько сомнительны. Например, музей-заповедник «Тарханы» или Золотарёвское городище, которые напрямую связаны со смертью и захоронениями, как одного человека, так и целого средневекового поселения.

IMG_5615.JPG

В скульптурном парке «Легенда», наоборот, происходит рождение: многие скульпторы и художники не раз признавались, что создали на Пензенской земле лучшие работы в своей жизни.

— Насколько ваш парк уже известен в России?

— «Легенда» — один из самых крупных скульптурных парков мира. Он насчитывает более 300 скульптур и 3000 картин, которые выставлены в галерее «Арт-Пенза». Здесь экспонатов больше, чем в современном отделе Третьяковской галереи на Крымском валу.

Международный скульптурный симпозиум ежегодно проходит под эгидой ЮНЕСКО, а скульптурный парк «Легенда» входит в топ-30 достопримечательностей России. Несколько лет назад в нашей стране проходил конкурс «Россия 10», где мы боролись наравне с мечетью «Сердце Чечни», Коломенским кремлем и озером Байкал. В полуфинале мы набрали более полутора миллиона голосов и заняли третье место.
За девять лет вы прошли большой путь.

IMG_5611.JPG

Когда в сентябре 2008 года на территорию будущего парка приехала первая группа скульпторов, и открывался первый международный скульптурный симпозиум «Осень. Вдохновение. Пенза», кругом было чистое поле и кипела стройка.

За последовавшие годы для гостей парка мы создали развитую инфраструктуру: номерной фонд, способный одновременно разместить до 600 гостей, детские и спортивные площадки, контактный зоопарк, кафе и ресторан, конференц-залы и творческие мастерские, лучший в области пляж, спа-комплекс, места для отдыха и медитаций и другие объекты.

— Вы говорили о том, что туристическая отрасль могла бы стать одной из главных бюджетообразующих в Пензенском регионе?

— Совсем недавно для правительства в презентации по развитию туризма в Пензенской области я приводил конкретные цифры. В среднем местный бюджет мог бы дополнительно получать 3,5 млрд. рублей в год за счет въездного туризма в регион, в том числе религиозного, гастрономического, спортивного и, конечно, связанного с посещением объектов, развивающих современное искусство.

— Каким образом можно заработать эти 3,5 миллиарда?

— Известный во всем мире гуру маркетинга Ф.Котлер утверждал, что развитие территории должно осуществляться совместно жителями, бизнес-сообществом и органами управления территорией. А территориальный маркетинг — это маркетинг в интересах территории, ее внутренних и внешних субъектов, во внимании которых она заинтересована.

Маркетинг территории — сегодня это основа для развития бизнеса. Если территория неудобная и неинтересная для бизнеса, развитие экономики становится бесперспективным. К сожалению, этого не понимают большинство управленцев наших регионов. Они пытаются хаотично то сельское хозяйство поднимать, то промышленность. Мой подход заключается в том, чтобы изначально делать территорию привлекательной для заработка.

— Как в Китае?

— Когда в Китае я осматривал скульптурный парк, со мной лично встретился региональный руководитель компартии, который курирует его развитие. В стране понимают роль искусства, гордятся своими достижениями и делают из них достопримечательность национального масштаба.

А чем богаты провинциальные города России? Существует старая половина города с полуразрушенными домами и новая половина с унылыми девятиэтажками из некачественных и неэкологичных материалов, между ними речка и серая набережная. Обязательный атрибут – разбитые дороги и плохое транспортное сообщение.

IMG_5564.JPG

— Ростуризм заявляет о всемерной поддержке внутреннего туризма.

— Факты — упрямая вещь! Выездной туризм абсолютно доминирует и над въездным, и над внутренним. Более того, несмотря на все заявления, в 2017 году фактически показатели выездного туризма выросли по сравнению с 2016 годом.

С закрытием Египта туристический поток не хлынул вглубь страны, правда? Не слышал, чтобы санатории Поволжья жаловались на избыточную заполняемость. Жители России просто выбрали для себя другие альтернативные направления: Доминикана, Куба, Тайланд и т.д.

Ростуризму с целью развития на самом деле интересны буквально 3-4 региона страны. Но что делать остальным? Ведь, к сожалению, большинство руководителей провинциальных областей даже знать не хотят, что означает «маркетинг территории».

— Московский мэр понимает?

— Думаю, в правительстве Москвы это поняли, когда проанализировали динамику туристического потока в Санкт-Петербург. Для того чтобы процветал туризм необходимы пространства и события: парки отдыха и развлечений, площади, скверы, набережные и пешеходные дорожки; гастрономические и музыкальные фестивали, ярмарки, маскарады, семейные мастер-классы и спортивные соревнования.

Сегодня Москва становится крупным и современным туристическим центром. Построены новые зоны отдыха и парки, а дальше дело за правильно расставленными акцентами. Ведь подобным территориям необходим грамотный ландшафтный дизайн и арт-объекты. Чтобы туризм развивался в регионах, нужна правильно выстроенная структура взаимодействия власти и бизнеса.

— В Пензе такое взаимодействие есть?

С некоторой периодичностью я посещаю заседания по развитию региона, нахожу аудиенции у руководителей областного правительства. Совсем недавно был у одного и них и предлагал продвигать достижения местных художников. Ведь неправильно, когда мы сейчас на личные средства организуем первую выставку в Майами для пензенского художника Дмитрия Жарова, а на его выставку в пензенской галерее никто из официальных лиц города и области не пришел. Договорились, что в дальнейшем будет осуществляться информационная поддержка подобных мероприятий в регионе. Сделать город центром современного искусства только на частные деньги невозможно.

— Бизнесу сейчас не до искусства?

— Циклы Кондратьева никто не отменял. Так что, вероятно, мы сейчас находимся на пороге его прогнозируемого шестого цикла экономики, который наступит в 2018 году. В подобный период необходимо развивать все свои возможности, создавать запасы, формировать точки роста, чтобы максимально подготовиться к сложностям. Поэтому во время последней встречи в мэрии я предлагал совместно проводить десятый юбилейный скульптурный симпозиум. Это и городу уже интересно, поскольку событие «раскрученное», и мне – потому как финансовая нагрузка становится чрезмерно ощутимой.

— Иногда высказываются сомнения в туристической привлекательности современного искусства.

Фотографии, картины, инсталляции, арт-объекты — это и есть современное искусство, которое абсолютно точно интересно молодому и прогрессивному поколению.

В век гаджетов, селфи и сториз все хотят фотографироваться в эксклюзивных местах и рассказывать в социальных сетях об уникальных событиях. А наш парк, галерея, арт-объекты на территории и современная инфраструктура для этого максимально подходят.

Сегодня я с трудом могу затащить своего сына в большинство музеев, так как их содержимое не вызывает у него положительных эмоций. Зато он и друзья охотно посещают, например, парк Горького и Московский музей современного искусства. Вот, что интересно нашему будущему.

Знакомство с современным искусством важно начинать с детства, ведь оно расширяет границы мышления, избавляет от шаблонности и наглядно показывает разные способы передачи чувств и мыслей.
Как работает экономика искусства?

Для того чтобы искусство развивалось, музеи покупают у художника картины и демонстрируют их на выставках, продавая билеты своим посетителям. А художник пишет новые картины, учится, развивает свое мастерство. Если подобных покупок нет, перестает работать экономический движок. Коллекции крупнейших российских галерей по многим причинам не пополнялись уже долгие годы.

А локальных усилий отечественных меценатов и коллекционеров совершенно недостаточно.

Новые микрорайоны не должны приниматься не только без парковок, освещения и ливневой канализации, но и без ландшафтного дизайна, скульптур и инсталляций.

Тогда появляется потребность в художниках, которые смогут реализовать подобные проекты. Но в целом в России внутреннего рынка в сфере искусства нет.
У вас есть коллекция произведений искусства?

У меня две большие коллекции картин и одна коллекция скульптур. Большинство моих знакомых коллекционеров в разное время по крупицам собирали российский авангард, модерн или еще что-то, исходя из чувства патриотизма. Моя коллекция из 68 стран мира. Это современное интернациональное искусство.

— Зачем бизнесмену искусство?

Любой бизнесмен — ярко выраженный левополушарно мыслящий человек. Он логичный, рациональный и все делает исключительно ради выгоды. Вот только по-настоящему счастливым он от этого не становится.

Чтобы быть гармоничным, успешным и жизнерадостным необходимо постоянно развивать правое полушарие и систематически уметь переключаться. Я нашел свое счастье в искусстве, в самых разных его проявлениях.

Я коллекционирую только те картины, которые мне нравятся, потому что действительно получаю удовольствие от их просмотра. За последние десять лет, благодаря искусству и общению с художниками, я полностью поменялся: стал вегетарианцем, выучил английский, начал танцевать сальсу, моя память стала лучше, мыслю образами и принимаю гораздо более рациональные и взвешенные решения.

— Вы позиционируете свой парк как место силы, даже как мистическое место.

—Так оно и есть! У меня много интересных историй на эту тему.

Индийский художник Баруа Утпал приехал к нам после перенесенного инсульта. Он передвигался на инвалидной коляске, его левая рука совсем не двигалась. Здесь его лечили иглоукалыванием и красотой — из номера художника была видна березовая аллея, зеркальная гладь пруда и загорелые купальщицы на пляже. Из Пензы он уехал уже без инвалидной коляски, рука вновь ожила. Вскоре Баруа Утпал поехал в Пекин и получил там золотую Олимпийскую медаль изобразительных искусств. А его картина с фигурами девушек в красных бикини сейчас в галерее «Арт-Пенза» напоминает всем о свершившемся чуде.

Скульптор Летисия де Базелэр, очаровательная маркиза из Парижа, в Пензе вдруг впервые решила взять в руки кисть. Летисия со своими работами выиграла в двух международных конкурсах! Перемены произошли и с ее творческой манерой — раньше она никогда не работала с листовым металлом и бронзой, а в «Легенде» вдруг рискнула использовать новые материалы. Теперь ее работы — одни из самых любимых у посетителей парка.

У художника Анки Мусат на Чистых прудах тоже случилось озарение. И она придумала свой собственный алфавит, которым покрывает свои работы, и ни на одной из картин ни одна буква не повторяется. Ее «Золотое дерево» — настоящее украшение «Арт-Пензы», а парижские галеристы теперь выстроились в очередь, пытаясь заманить Анку к себе и получить ее работы.
В «Легенде» такие чудеса случают часто — мастера открывают в себе новые грани, а скульпторы начинают писать картины.

Кстати, китайцы часто приезжают к нам. Говорят, что в Пензе их работы всегда получаются лучше. Некоторые скульпторы заявляются для участия по второму и третьему разу.

Но я не коллекционирую работы одного автора, поэтому они приезжают уже как гости. Живут, отдыхают, влюбляются и тоже получают от этого удовольствие.

— Какие перспективы для своего парка Вы видите?

Для меня это шаг в будущее, в вечность. Думаю, что лет через пятьдесят «Легенду» оценят по достоинству. Парк — это ведь не только скульптуры. Это еще и пруд, сад друзей, пешеходные дорожки, сад камней, родник с артезианской водой, атмосфера, легенды, птицы и многое другое.

Я надеюсь, что эта территория станет той российской коллекцией достопримечательностей, которая будет всегда развиваться и пополняться.

Беседовал Евгений Хан

Фото: Михаила Ивановского и С. Филипповой

Похожие статьи