Разговор о бизнесе. Олег Давыдов
Журналист
Журналист
Владислав Беляков

«Пенза-Онлайн» продолжает цикл бесед с пензенскими предпринимателями. Сегодня мы отправились в Тамалинский район, где пообщались с главой крестьянско-фермерского хозяйства Олегом Давыдовым. Его КФХ — одно из старейших в районе, было создано в 1992 году. В уборочной кампании 2016 года хозяйство тамалинца показало один из лучших результатов по урожайности зерновых — 52 центнера с гектара, что в два с лишним раза больше среднего показателя по Пензенской области.

Олег Давыдов

КФХ-долгожитель


— Олег, в следующем году вашему хозяйству исполнится 25 лет. Наверное, не многие сельхозпредприятия Тамалинского района являются такими долгожителями?

— На начало 90-х годов пришелся как раз бум КФХ. Колхозы и совхозы разваливались, а другой работы, как на земле, в селе особо не было. Тогда и решили все стать фермерами. Я просил выделить мне 500 га, но оказалось, что сразу столько не положено. Дали лишь 50 га. С этого и начал. Постепенно — год за годом — вводил в оборот новые земли. Частично покупал, частично — оформлял в аренду. Таким образом, на сегодня в моем хозяйстве более 1 тыс. га земель. А если говорить о «долгожителях», то из тех КФХ, что создавались в 90-х, почти никого не осталось.

— С чем это связано?

— С неумением организовать дело, я думаю. Многие уверены, что для работы в сельском хозяйстве большого ума не надо: весной бросил в землю семена, осенью — убрал, а зимой лежи себе на печке. На самом деле, это не так. Мы, например, сначала отрабатываем технологии по семенам и удобрениям на небольших экспериментальных площадках, а уж затем, если результаты хорошие, внедряем эти технологии на больших площадях.

Также мы никогда не делаем ставку строго на одну культуру. Мало ли, что преподнесет природа. Надо «дробить» пашню под разные культуры. В этом году у нас 800 га было отдано под зерновые, 350 — под подсолнечник, 30 — под горох. Причем, большая часть зерновых — озимые. И нам в этом, можно сказать, повезло. Когда в мае «зарядили» дожди, яровым ничего хорошего это не сулило. А озимые уже окрепли. Поэтому в выигрыше оказались те, кто рискнул большую часть площадей отдать именно под озимые.

В идеале все посевные площади должны быть разбиты на несколько частей. Одна из которых — под чистый пар (на сезон освобождается от сева — примечание автора). В общем, тонкостей в нашем деле так же много, как и в любом другом бизнесе.

— Как обстоят дела со сбытом продукции?

— По продовольственному зерну у нас давние контакты с мельницами Нижнего Новгорода и Владимира. Работаем без посредников, продаем сразу переработчику. Фураж охотно берут наши, пензенские, комбикормовые заводы. Подсолнечник тоже напрямую продаем маслозаводам. Просто сдаем туда, где выше закупочная цена. Заводов сейчас много, так что выбор есть всегда.

Горох в этом году мы посеяли впервые. Он кулинарного направления. Пока мы его убрали и поместили на склад. К зиме планируем приобрести оборудование, и будем сами его шелушить на крупу. Думаю, что найти для нее рынок сбыта — не проблема.

Кредиты для села


— Работаете на свои средства или пользуетесь кредитами?

— Раньше активно пользовались. И кредиты стабильно брали, и технику в лизинг приобретали. Были участниками государственной программы для сельхозпроизводителей, по которой нам субсидировали часть процентной ставки по кредитам. Брали под 16 процентов, затем 12,5 из них возвращало государство.

Сейчас из-за скачка доллара решили обходиться собственными средствами. При нынешних запросах банков (процентные ставки по кредитам местами выросли до 25%) смысла в заемных средствах я не вижу. В сельском хозяйстве слишком долгий оборот средств, многое зависит не от тебя, а от погоды. В связи с этим возникают риски. К тому же никто заранее не знает, какова будет цена на продукцию по окончании уборочной кампании.

— Какая должна быть процентная ставка в банке, чтобы гарантированно заинтересовать фермера?

— Я считаю, что для сельского хозяйства процентные ставки по кредитам не должны превышать 4-5%. Только тогда будет смысл фермеру залезать в долги. Я понимаю, что банки частные, и у них свои риски. Им надо зарабатывать. А свои ставки они устанавливают, отталкиваясь от общей ситуации в экономике. Поэтому здесь свою позицию должно четко обозначить государство. Если власти заботятся о продовольственной безопасности страны, значит, они должны создать внятные и работающие механизмы поддержки сельхозпроизводителей. В том числе механизмы взаимодействия с банковским сектором.

200 тысяч к Новому году


— Сколько человек трудится в вашем коллективе?

— Восемь на постоянной занятости. И каждый раз еще 5-6 человек нанимаем на сезон. Все работники, кстати, молодые люди, в возрасте около 30 лет. Они гораздо быстрее обучаются. Сейчас вся техника — чуть ли не с компьютерным управлением. Поэтому пенсионера в современный комбайн не посадишь.

— Наверное, трудно удержать молодых на селе?

— Если есть работа, которая достойно оплачивается, человек из села никуда не уедет. Имея деньги, он может провести отпуск, где хочет. Зачем же навсегда покидать родные места?

— Вот вы говорите — достойная зарплата для села. Достойная — это какая? Сколько зарабатывают члены вашего КФХ?

— Я считаю, что в селе надо платить минимум 15 тысяч рублей в месяц. За эти деньги работник может практически ничего не делать. Главное, на работу приходить. И быть трезвым. А дальше — и деньги другие. Так и я поступаю. У меня минимальный оклад — 15 тысяч рублей. Эти деньги выдаются ежемесячно вне зависимости от времени года и загруженности работника. Кто-то получает больше 15 тысяч. А сверху «бегут» премиальные. За качество работы, производительность и другие показатели. Работа в сезон — не из легких. Иногда приходится находиться в поле с 6 утра до 12 ночи, ведь надо «ловить» каждый погожий денек. Так копится «тринадцатая» зарплата, которая выдается в конце года.

— И сколько «набегает»?

— По-разному. Бывает 100 тысяч, 200, а то и больше. Людям нравится, когда их зарплата копится. Это выгодно — получить к Новому году большую сумму. Ее можно потратить на крупную покупку.

— Неплохие деньги для села. Кстати, как сейчас на селе обстоят дела с людьми? Многие уезжают?

— Я заметил, что в последнее время многие, кто уехал на заработки в крупные города, стали потихоньку возвращаться домой и заниматься сельским хозяйством. Цены на зерно, подсолнечник сейчас приличные. Из города подтягивается молодежь, берет землю в аренду. Возвращаются к родителям те, кто отучился в сельскохозяйственной академии. Ко мне часто приходят начинающие фермеры, просят совета. Даже если из каждых десяти трое останутся, будет хорошо.

 Вообще, тем, кто решил заняться сельским хозяйством, надо понять и принять тот факт, что отрасль наша — трудная. Это не торговля, особо не разгуляешься. И результата быстро не добьешься. Но уж если втянулся, ощущения получаешь непередаваемые.

Похожие статьи