-6° ... -6°, ветер 1 м/с
91.98
100.24
Пенза — остров невезения, или Почему цены на авиабилеты из нашего города такие запредельные?
Владислав Беляков
Владислав Беляков
15 февраля Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало обновленный список субсидированных маршрутов на 2017 год. В целом по России количество направлений увеличилось со 102 до 124. Изменения коснулись и рейсов, осуществляемых внутри Приволжского федерального округа. В частности, добавлены направления Пенза-Ижевск и Пенза-Киров.

2.jpg

Полетим в Киров и Ижевск


В прошлые годы внутри ПФО из Пензы самолеты летали лишь в Казань и Нижний Новгород. Софинансирование рейсов шло соответственно из бюджетов Республики Татарстан и Нижегородской области. Фактически пассажир платил половину стоимости билета. Добавленный в этом году рейс из Пензы в Ижевск, по данным Росавиации, будет софинансироваться из бюджета Пензенской области. Кто будет доплачивать за пассажиров, летящих из нашего города в Киров, на сайте регулятора не сообщается.
Обслуживать новые направления будет все то же АО «Авиа Менеджмент Груп» (воздушное такси «Dexter»), выполняя рейсы на 8-местных самолетах «Pilatus». Если учесть, что полеты в Казань и Нижний Новгород обходились пассажирам от 3200 рублей в одну сторону, можно предположить, что цена билетов в Киров и Ижевск будет не ниже. А возможно, даже чуть выше. Пока ни расписания, ни цены на билеты не утверждены.

В конце прошлого года мы беседовали с заместителем председателя правительства Пензенской области Валерием Беспаловым. Обсуждая перспективы пензенского аэропорта, коснулись и темы авиаперевозок внутри округа. Направление из Пензы в Нижний Новгород — столицу ПФО — Валерий Николаевич назвал невостребованным и неперспективным.

— Время в пути на машине и на самолете от точки до точки соизмеримо, — сказал тогда Валерий Беспалов. — Грубо говоря, чтобы добраться до аэропорта в Терновку, нужно потратить час, и прибыть за час до посадки. Перелет длится полтора часа. Затем еще полтора часа уйдет на то, чтобы добраться из аэропорта Стригино до нужного вам места в Нижнем Новгороде. Это почти то же самое время, которое вы потратите, если поедете на машине. При этом если билет на самолет стоит около 3200 рублей, то на машине, потратив 1 тыс. рублей на бензин, вы можете ехать вчетвером, выезжая и возвращаясь в удобное время. Экономики в полете в Нижний Новгород мало. Ни время, ни деньги вы не сэкономите. Мы это понимаем.

По словам директора аэропорта Пензы Юрия Осколкова, среднее количество пассажиров на рейс в Нижний Новгород — 3 человека. То есть, случается, что самолет везет в столицу ПФО вообще одного-единственного пассажира. Тем не менее, направление остается, и снова будет субсидироваться.
Полетит ли народ в Киров и Ижевск? Большой вопрос, учитывая, что и в том, и том направлении из Пензы ходят прямые поезда, а стоимость плацкарта в них начинается от 1 тысячи рублей. Ради кого вводятся новые рейсы? Ради тех трех пассажиров, которые летают в Нижний Новгород? Вот и мы не знаем.

Одни такие невезучие


На фоне появления новых направлений полетов из Пензы еще более абсурдной кажется ситуация со стоимостью билетов из нашего аэропорта на популярные рейсы. С одной стороны, нам постоянно твердят, что авиаперевозчики не будут заинтересованы в нашем регионе до тех пор, пока количество пассажиров в год не вырастет до полумиллиона. С другой стороны, мы ничего не делаем для того, чтобы этот пассажиропоток рос. Цены отпугивают.

Далеко за примерами ходить не надо. Возьмем соседний Ульяновск. Город примерно одинакового с Пензой уровня — и по площади, и по количеству населения, и по доходам жителей. Расстояние полета до Москвы по прямой — 704 километра (из Пензы — 555 километров). Стоимость билетов Ульяновск-Москва начинается от 2,5 тысячи рублей. У нас — от 5,5 тысяч рублей. Зато у них — здоровая конкуренция: 7-8 рейсов ежедневно, несколько авиаперевозчиков, включая даже «Турецкие авиалинии». Вывод? В Ульяновске менеджмент аэропорта работает, у нас — нет.

454555555555.jpg

Заплатив 2,5-3 тысячи рублей за билет, до Москвы можно улететь из Саратова, Самары, Липецка и многих других соседних городов. И только Пенза во всей округе остается неким «островом невезения» для авиапассажиров.

Мы уж не говорим, что за эти самые 5,5 тысячи рублей, которые (в лучшем случае) мы платим за полет до столицы, можно, например, слетать авиакомпанией «WizAir» из Москвы до Будапешта и обратно. Или отправиться из Москвы в Минск и обратно авиакомпанией «Белавиа» (при этом деньги еще на аэроэкспресс останутся).

Можно сколько угодно ссылаться на маленький поток пассажиров в нашем аэропорту, нежелание авиаперевозчиков идти к нам в регион и прочие якобы умные вещи, но в целом ситуации с ценами на билеты это не объясняет. Человек в здравом уме все равно не может понять, почему он, отправляясь из Пензы в Санкт-Петербург, платит за билет на самолет 8-9 тысяч рублей, а, например, житель солнечного Еревана, улетая в данном направлении из столицы Армении, отдает лишь 6 тысяч рублей? Летит, кстати, в два раза дольше.
В январе 2017 года аэропорт соседнего Саранска закрыли на глобальную реконструкцию. Там всерьез готовятся к проведению чемпионата мира по футболу, который пройдет в 2018 году. Думается, к тому времени нам, пензенским пассажирам, будет проще доехать до столицы Мордовии, и уже оттуда улететь, куда нам вздумается, чем ждать хоть каких-то позитивных подвижек со стороны родного аэропорта. Как это не печально.

Мы же останемся «уникальными» — с взлетной полосой, которая может принимать все типы воздушных судов, но упорно их не принимающей, и с дикими ценами на билеты. Зато с субсидируемыми рейсами в Нижний Новгород, Ижевск и Киров. С количеством пассажиров на рейс от трех человек. С уверенностью, что у нас свой путь — путь «острова невезения». Это наш крест, и нам его нести…

Фото автора и Владимира Гришина.


Похожие статьи