Ой, да над рекой стелется оффшор
Журналист
Журналист
Не удалось нам покончить с сельскохозяйственной повесткой публикацией о туманных перспективах развития кооперации. Так совпало, что в тот же день президент Путин расширил проблематику вопроса.



Уже всё


Можно, конечно, предположить, что выступление президента на Всероссийском форуме сельхозпроизводителей в Краснодаре явилось частью предвыборной кампании, и уместнее выглядело бы осенью на фоне рекордного урожая, или хотя бы перед началом очередной посевной. Резон есть: сельское население, хотя и значительно поредело за пару десятилетий, какую-никакую электоральную базу все же представляет. Но пусть даже и пиар: президентские выкладки от этого не выглядят менее основательными.

Чтобы закрыть тему сельхозкооперации, приведем цитату из выступления на этот счет:

«Важно поддержать кооперацию малых производителей, что позволит им эффективнее сотрудничать с торговыми сетями, снижать издержки и повышать качество своей продукции… В развитии малых форм хозяйствования на селе, сельхозкооперации, многое зависит от региональных властей. Рассчитываю, что они будут оказывать фермерским хозяйствам и сельхозкооперативам самое пристальное внимание и поддержку, в том числе защищать их от недобросовестной конкуренции со стороны крупных компаний, от любых форм административного давления».

Остальные весьма позитивные тезисы президента можно охарактеризовать его же словами: «Миф о вечном депрессивном состоянии уже всё, никому не интересен». Иными словами: АПК — один из драйверов роста всей экономики, Россия полностью обеспечивает себя основными видами продовольствия, экспорт сельхозпродукции на треть превышает экспорт вооружений, в ближайшие годы Россия станет одним из лидеров глобального агропромышленного рынка.

Впрочем, пара цитат требует детального рассмотрения. Во-первых, импортирует продовольствия Россия пока все же больше, чем вывозит, и только «через четыре года мы планируем поставлять на мировые рынки больший объем продовольствия, чем ввозить в страну». Вторая предполагает два направления развития отечественного АПК, перспективы которого «связаны не только с развитием крупных агрохолдингов, хотя это тоже очевидная вещь».

Очевидная вещь


Сделав грубое допущение, можно сказать, что как минимум половину продовольствия мы пока ввозим, и еще половина произведенного на территории страны принадлежит агрохолдингам. Итого три четверти. В прошлой публикации на основании текста инвестиционного послания пензенского губернатора мы рискнули предположить, что перспективным вектором аграрного развития региона останется дальнейшее укрупнение сельскохозяйственных монополий.

В своем выступлении Иван Александрович перечислил крупнейших игроков на региональном рынке сельхозпродукции, намеревающихся инвестировать и далее. А мы напомним, где они прописаны и кто является их конечными бенефициарами.

Пензенским на первый взгляд обществом с ограниченной ответственностью «Русская молочная компания» владеет кипрское Milky Projects Ltd. В графе «связанные лица» указано также ООО АПК «Дамате», о котором чуть ниже.

«Группа «Черкизово». По данным газеты «Коммерсантъ», материнской кампанией группы называется кипрская MB Capital Europe Ltd, контроль над которой осуществляет семья Бабаевых-Михайловых, и что контролирующему акционеру совместно с аффилированными лицами принадлежит 89,5% группы. Три месяца назад издание сообщило, что владельцы «изучают вопрос продажи бизнеса», и переговоры об этом якобы проходили в том числе с тайской CP Foods.

Компания «Дамате». По сообщениям того же «Коммерсанта», крупнейший в России производитель мяса индейки не так давно был замечен в попытках банкротства своих более мелких конкурентов в Удмуртии и Башкортостане. А структура всей этой группы компаний заканчивается (или начинается) опять же с кипрского AC Damate Ltd.

Это нормально


И это нормально, ребята. Оффшорные счета — это мировой общепризнанный тренд. Новые инвестиции, расширение количества рабочих мест, рост благосостояния сельских жителей и ассортимента пищевых продуктов — это благо для местных администраций и прочих жителей. Выгодно ли это инвесторам? Безусловно, они же не просто филантропы.

К тому же развитие крупного товарного производства, как говорит президент, не должно идти в ущерб интересам малых хозяйств и работающих в них людей. А если кое-где еще идет, то это в скором времени им обещают поправить.

Смущает одно. В контексте иностранного происхождения учредительных документов и финансовых счетов большинства наших крупных латифундий словосочетание «отечественные сельхозпроизводители», используемое российским президентом, в том числе и в их отношении, звучит немного удручающе.

Может, стоит придумать для них какую-нибудь другую формулировку, чтобы видна была разница между ними и этими… как их там? Малыми формами хозяйствования на селе.

Похожие статьи