Нестационарная торговля. Добро и зло

Нестационарные торговые объекты. Ларьки и павильоны. 20 лет они никому не мешали, но в 2016 году им в Пензе объявлена настоящая война. Чуть ли не еженедельно на сайте администрации города появляется информация о сносе подобных киосков. Этой проблеме было посвящено заседание постоянной комиссии Пензенской городской думы по социально-экономическому развитию, промышленности, транспорту, связи и предпринимательской деятельности, состоявшееся 14 октября.

Вообще-то, темой заседания было заявлено содействие развитию малого и среднего предпринимательства. А докладчиком была Ольга Жовтяк — начальник соответствующего Управления. Она озвучила, что с начала года в Пензе зарегистрировано свыше 3 тыс. новых субъектов малого и среднего бизнеса. Ликвидировано — менее 2 тыс. субъектов. В «чистом» виде прирост составил 1121 единицу. Всего в областном центре действует свыше 30 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства, в которых работает 93 тыс. человек.
Также прозвучало, что в бюджете города на поддержку малого и среднего бизнеса заложено 300 тысяч рублей. Цифра, кстати, «ни о чем». Не надо быть математиком, чтобы подсчитать, что на эти деньги каждое предприятие малого и среднего бизнеса Пензы можно поддержать на… 10 рублей. На этом про «содействие» можно поставить точку. Дальнейший разговор шел исключительно об объектах нестационарной торговли.
Понятное дело, что подобные павильоны совсем не украшают город. Скорее, наоборот, портят его своим внешним видом. Да и большая часть фальсификатов, как показывают результаты проверок, продается именно в объектах нестационарной торговли. Случаи продажи табачных изделий несовершеннолетним тоже чаще всего фиксируются в киосках. То есть, если смотреть с этой стороны, киоски — зло.
С другой стороны, в каждом торговом павильоне трудится несколько человек. Это не только его владелец, но и продавцы, дворники и т.д. Поэтому киоски — добро. Не получится ли так, что ликвидировав нестационарную торговлю (речь идет в первую очередь об остановочных павильонах), город оставит без работы несколько сотен человек?
Некоторым депутатам показалось, что Управление содействия развитию малого и среднего предпринимательства администрации Пензы занимается не совсем своим делом. По идее, оно должно держаться за каждого бизнесмена, а получается, как сказал один из народных избранников, «не содействие, а противодействие».
Ольга Жовтяк заявила, что у Управления нет цели — закрыть все объекты. Задача — привести торговлю в надлежащий вид — цивилизованный и законный. По ее словам, всем бизнесменам, чьи киоски попадут под снос, будет предложена альтернатива. Например, уже в ноябре пройдет конкурс по размещению нестационарных объектов в новых микрорайонах города.
По мнению депутатов, в городе не выработано четких правил, по которым киоски попадают под снос. Зачастую один павильон ликвидируется, а соседний с ним — продолжает работать. И у бизнесмена, которого «снесли», возникает резонный вопрос: «Почему ему можно, а мне нет?» Жовтяк сообщала, что такие правила есть. Около 150 нестационарных объектов в городе вообще установлено незаконно. С ними работают в первую очередь. Всего же в Пензе около 400 объектов нестационарной торговли. Правда, сколько именно из них не соответствуют единым правилам, Ольга Жовтяк сказать затруднилась.
По мнению депутатов, говоря о ликвидации объектов, нельзя забывать и о городском бюджете, который пополняется, в том числе за счет арендных и налоговых поступлений от бизнесменов. Получается, что снос киосков может негативно сказаться на наполняемости бюджета. Впрочем, цифры там небольшие. Да и часть предлагаемых к сносу объектов, по словам Ольги Жовтяк, работает в «тени».
В общем, «стирать» с городской земли уродливые объекты надо. Депутаты это понимают, несмотря на наличие минусов такой меры, о которых они сами же и говорят. Пока же даже без учета нестационарных объектов, наш город может претендовать на звание торговой столицы Поволжья. По количеству торговых квадратных метров на душу населения мы — одни из первых в округе. Превышение этого норматива, в зависимости от района города, составляет от 40 до 200 (!) процентов!
«Средний» горожанин практически все товары первой необходимости может купить в шаговой доступности от своего дома. Поэтому нам думается, что никто не будет оплакивать ликвидацию торговых павильонов на остановках общественного транспорта и снос киосков с «красной» линии. Устраивать митинги и акции протеста желающие тоже вряд ли найдутся. Тем более, что всем «лишенцам» обещают придумать альтернативу.