Министр Минпрома Михаил Торгашин: «В городе-полумиллионнике должен быть троллейбус»
Михаил Чернецов
Михаил Чернецов
Монополисты из Пензы и миллиардные инвестиции, последствия международных санкций и эхо трагедии «Саратовских авиалиний» ― это и многое другое в интервью с главой  Министерства промышленности, транспорта и инновационной политики Пензенской области.

1.jpg

Об инвестиционных проектах


― Михаил Николаевич, какие новые крупные инвестиционные проекты появились в Пензенской области за последнее время и какие должны появиться в обозримом будущем?

― Одним из знаковых событий этого года стал запуск шестой бумагоделательной машины на «Маяке». Проект уникальный, в мире единицы машин, аналогичных пензенской. На ней можно производить как бумагу-основу, в которой мы и так являемся, по сути, монополистами на российском рынке, так и флизелин, который все больше используется на производстве.

Потребность российского рынка только на 5% закрывается собственными производственными мощностями. Теперь мы готовы закрыть его на 80-85%.

― Есть ли в регионе очень крупные проекты со сроком окупаемости более 10 лет?

― Такие проекты есть. Например, завод по глубокой переработке пшеницы в Сердобске или новое поролоновое производство в Кузнецке. По последнему ―  Фондом развития промышленности РФ в конце сентября был предварительно одобрен льготный кредит в полмиллиарда рублей.

― У нас используется высокотехнологичное оборудование, но когда рынок заполнит пензенская высокотехнологичная продукция?

― «Станкомашстрой» поступательно увеличивает номенклатуру и географию поставки, в том числе, на экспорт. Подобный проект реализует предприятие «Старт» в Заречном, разработавшее совместно с самарскими партнерами высокоточный станок. Есть ряд других предприятий с интересной продукцией.

О санкциях


― С какими сложностями сталкиваются при реализации масштабных инвестпроектов производители и ответственные госорганы?

― Есть два аспекта. Во-первых, «технические» накладки из-за санкций. Так, компания «Мастер-ПАК» развернула новейшую линию по производству гофрокартона на базе промышленного парка «Союз» в Терновке. Им пришлось столкнуться с ужесточением механизмов ввоза в Россию зарубежного оборудования.

Хотя это затрагивает не всех. У того же «Маяка» давние партнерские отношения с зарубежными компаниями, на их сотрудничестве санкции практически не отразились.

Трудности второго рода возникают при привлечении кредитных средств. Скачки цен на валюту вынуждают пересматривать бизнес-модели, редактировать бизнес-планы. Принятие решений в банках затягивается. Компании теряют время и деньги.

― Как переносит период санкций и неустойчивости национальной валюты малый и средний бизнес?

― Нестабильность рубля ―  серьезная проблема для малого бизнеса, у которого нет такой «подушки безопасности», как у крупных предприятий. Но, в принципе, каких-то специфичных «пензенских» проблем у нас нет. Санкции давят на российскую экономику в целом, снижают платежеспособный спрос.

Это ощущают на себе, в первую очередь, предприятия, работающие на потребительский рынок: текстильные, кондитерские и другие. Но в целом я бы не сказал, что промышленность области ощущает особый дискомфорт от санкций.

― Какими методами пензенский Минпром старается нивелировать негативный эффект?

― У нас есть Фонд «Поручитель», который выступает как гарантийная организация и предоставляет займы ― до 3 миллионов рублей. Фонд развития промышленности Российской Федерации дает займы от 20 миллионов рублей.

Чтобы закрыть этот разрыв, в прошлом году мы создали Фонд развития промышленности Пензенской области, который кредитует предприятия в интервале от 3 до 20 миллионов.

В прошлом году было выдано 2 займа, в этом одобрено уже 5, плюс 7 заявок на 108 миллионов в различной стадии оформления.

Губернатор нас поддержал, при формировании бюджета на следующий год планируется заложить 150 миллионов рублей на докапитализацию Фонда, что к началу 2020 года обеспечит капитализацию до 300 миллионов рублей. Возможно, в рамках глобальной экономики это не очень большая сумма, но все же она позволяет решать задачу поддержки предприятий скажем так, на границе малого и среднего бизнеса.

О рейтинге инвестиционной активности


― Пензенский Минпром в сентябре опубликовал приказ об инновационной активности предприятий в 2018 году. В чем его суть?

― Есть распоряжение Правительства РФ, которым для каждого региона определена доля предприятий, осуществляющих технологические и продуктовые инновации.

Чтобы выделить лучших из их числа, мы разработали рейтинг инвестиционной активности. Программа работает немногим больше месяца, но поток соискателей, подавших заявки на попадание в список, достаточно существенный.

― А что это дает предприятиям?

― Рейтинг будет интегрирован в различные механизмы господдержки. Как именно ― над этим мы сейчас работаем. Могу сказать, что лидеры получат преимущества при подаче заявок на гранты, льготные займы, участие в различных программах.

Кроме того, высокая позиция в Рейтинге ― это и имиджевые плюсы для компаний.

О транспорте


― Что сделано за последний год для улучшения транспортного обслуживания населения в Пензе и области?

― Если брать в укрупненном масштабе ― мы сохранили всю межмуницпальную маршрутную сеть, открыли несколько дополнительных маршрутов.

С конца прошлого года активно внедрялся Социальный стандарт транспортного обслуживания населения, определивший минимальное количество рейсов, их частоту для разных категорий населенных пунктов.

Благодаря этому за 2018 год количество рейсов увеличилось почти в два раза ― на 85%. То есть эффект очевиден. Пока не во всех муниципалитетах транспортное обслуживание приведено к требованиям Стандарта, но мы знаем, где есть недоработки и держим ситуацию «на карандаше».

По железным дорогам ― мы на сто процентов используем имеющиеся железнодорожные пути. В целом, у нас хорошие отношения с перевозчиками, работа идет без существенных сбоев и нареканий.
По аэропорту мы имеем увеличение пассажиропотока, хотя темп его роста несколько упал. Это связано с прекращением работы «Саратовских авиалиний». Нас выручило то, что «СарАвиа» были не единственным перевозчиком. Сейчас мы ведем работу по привлечению в пензенский аэропорт новых авиакомпаний.

― Какая судьба ждет пензенский троллейбус?

― Лично мое мнение: в городе-полумиллионнике должен быть троллейбус. Другой? ― да. Спасение троллейбуса в том, чтобы он был более быстрый, более комфортный.

За счет оптимизации работы, за счет сокращения издержек троллейбус становится более рентабельным. Если три года назад перевозчику компенсировалось более 100 миллионов рублей, то в этом году сумма ― порядка 50 миллионов.

В целом позиция министерства такова: надо сокращать количество автобусов малого класса в пользу экологичных видов общественного транспорта.

Добавлю, что если мы откажемся от троллейбуса сейчас, восстановить его вряд ли удастся.

О будущем


― С точки зрения стратегического планирования, на чем следует делать акцент Пензенской области? Самара летает в космос, а Ижевск производит стрелковое оружие для всего мира. Пенза может стать признанным центром какой-то отрасли?

― У нас нет ярко выраженной отраслевой специфики. Но у нас есть ряд отраслей, в которых мы обладаем компетенцией. Это нефтехимия, которая у нас стремится выходить на новые рынки.

Это охранные системы. Речь идет не столько о механической защите, сколько о создании интеллектуальных систем, подобных тем, что применялись на Олимпиаде в Сочи, Кубке Конфедераций и Чемпионате мира по футболу. Ни для кого не секрет, что они были разработаны в Пензе.

Третье направление ― развитие биомедицинского кластера, всех предприятий, работающих в этом направлении.
Я считаю, что именно эти отрасли сегодня и в обозримом будущем будут идти в авангарде пензенской промышленности.



Похожие статьи