Бизнес-миссия выполнима. 7 контрактов — это нормально!
Владислав Беляков
Владислав Беляков
Об итогах уходящего года в разрезе внешнеэкономических связей порталу «Пенза-Онлайн» рассказал первый заместитель председателя Торгово-промышленной палаты Пензенской области Владимир Паршин.



«С распростертыми объятьями нас не ждут»


— Владимир Алексеевич, в течение года Торгово-промышленная палата в рамках деятельности Регионального интегрированного центра организовала несколько бизнес-миссий. Представители малого и среднего бизнеса нашего региона побывали в ряде стран. Были Сербия, Армения, Италия, Германия, Беларусь… Вы довольны результатами? Что можете сказать о новых рынках сбыта пензенской продукции, новых договоренностях с зарубежными партнерами?

— Многие думают, что если ты сел в поезд или самолет и отправился куда-то с бизнес-миссией, то результат обеспечен: с тобой немедленно будут подписаны миллиардные контракты, а твоя продукция тут же появится на зарубежных прилавках. На самом деле, надо понимать, что нас там никто не ждет с распростертыми объятиями. Все ниши давно уже заняты.

Один из постулатов капитализма: «Главное — не сделать, главное — продать». И это самое сложное. И мало найти изделие, которое сможет продаваться. Казалось бы, мы много чего производим. Но часть продукции — неконкурентоспособна за рубежом, часть — просто никому не нужна. Потому что есть тысячи предприятий, которые не только делают то же самое гораздо качественнее и дешевле, но и расположены ближе к потребителю. А логистику еще никто не отменял.

Например, у нас есть поставки в Германию и в Италию. Мало, но они есть. Во Францию и Испанию — уже почти нет. Почему? Просто потому, что Франция и Испания немножко дальше. Допустим, мы хотим поставить туда продукцию. Но есть те, кто находится гораздо ближе.

Россия — необъятная страна. И особенно тяжело выходить на зарубежные рынки тем регионам, которые находятся в центре России — вдали ото всех границ. Мы как раз относимся к таковым.

— Давайте более предметно — сколько заключено новых контрактов?

— По итогам работы Регионального интеграционного центра (РИЦ) при ТПП в этом году заключено 7 новых контрактов. Много это или мало? Для нашего региона это нормально. Хоть мы и говорим, что Россия с 1993 года находится в рыночных отношениях, это далеко не так. Скорее, мы находимся в отношениях выживания.

— Почему?

— Потому что отношение к бизнесу за рубежом другое. Там дешевле кредиты, другая система налогообложения — большую часть налогов платят граждане, а не предприятия, где они трудятся, и т.д. У нас — наоборот. Вся налоговая нагрузка — на предприятиях. Поэтому 7 контрактов, повторюсь, это нормально. Задача, которую перед РИЦ ставило Министерство экономического развития, не перевыполнена, но выполнена.

— Если пройтись по отраслям бизнеса, какие из них кажутся вам наиболее перспективными?

— У нас довольно мощный пищевой кластер, созданный буквально с нуля. Реально в Пензенской области очень много хороших кондитерских предприятий. Тем не менее, среди заключенных семи контрактов пищевых предприятий нет. Кондитерское производство — не сильно наукоемкое. Поэтому заниматься им могут многие. И, конечно, французов или испанцев российскими печеньями и пряниками не соблазнишь. Более того — почти в каждом регионе России кондитерское производство развито достаточно хорошо. Поэтому продвигается оно очень сложно.

— Вернемся к заключенным контрактам. Хотелось бы конкретики.

— Один из контрактов касается охранной техники, которую выпускает кластер «Приборостроение».

Мы будем продавать мебель. Одну из компаний, конкретно — «SV-мебель» — в этом году свозили в Армению. Скорее всего, уже вскоре начнутся туда поставки.

Вышел на новые рынки сбыта «Парафарм», который производит БАДы и лечебно-профилактические средства.

В Сербию мы будем продавать электроды. Договоренности с зарубежными партнерами достигло предприятие ООО «Пензенские электроды».



Надо ехать. Хотя бы для анализа и опыта


— Бизнес-миссии — это не только новые рынки сбыта, но и анализ ситуации, новый опыт, знания…

— Безусловно. И неизвестно еще, что важнее для местного бизнеса. В прошлом году мы возили в Милан представителей швейного кластера. Было три компании. Хотели договориться, чтобы итальянцы размещали заказы на наших предприятиях. Но оказалось, они все шьют в Азии. Итальянцы посмотрели наши образцы. Им все понравилось, и они хотели бы передать нам часть заказов, если бы мы предложили им еще более выгодные условия. Но надо любить и уважать себя. Мы не можем шить бесплатно. Мы не Бангладеш, где круглый год тепло и светло, нет издержек, а шить одежду можно прямо на улице. В общем, не договорились.

В этом году повезли швейников в Берлин. Ситуация изменилась. Сейчас европейцы перенесли швейное производство из Китая и других стран Азии в Польшу и Португалию. Во-первых, подорожали китайцы — у них вырос уровень жизни, и изменились расценки. Во-вторых, китайские фабрики «заточены» под слишком большие объемы. Они привыкли производить все тоннами и миллиардами. Немцам не нужен миллиард маек и миллиард трусов одного фасона.

Европейцы стали искать производства, способные быстро перестраиваться и выпускать продукцию небольшими партиями — в зависимости от требования моды, которая в настоящее время меняется очень быстро. Сейчас в тренде «fast fashion», что переводится как «быстрая мода».

Так они вышли на Польшу и Португалию. Там дешевле и удобнее. Португалия хороша еще и тем, что там выпускают ткани. Чем не можем похвастаться мы. В России производства тканей нет. Весь туркменский и узбекский хлопок ушел в Турцию.
В принципе, у наших швейников нет проблем со сбытом. И компании прилично загружены. С Европой нам хотелось бы работать, но не до такой степени, чтобы предлагать условия себе же в ущерб.

Пензенской компании «Элегант», например, предложили выйти на европейский рынок со своей одеждой. Посмотрели модели, сказали: все классно, открывайте в Берлине свой бутик. Но тут нужны огромные деньги на раскрутку и брендинг. Потому что с маркой «Элегант» в Европу не выйдешь. Фирм с таким названием только в России сотни. То есть, руководителю фирмы нужно будет придумать и зарегистрировать новое название. Это опять деньги. Да и придумать сложно.

То есть, любая поездка — это еще и анализ рынка. Информация для размышления о том, что надо менять в своем бизнесе. Конечно же, это полезно.

— В какие страны запланированы поездки в следующем году?

— Например, в Сербию. Скажу почему. Это еще не Европейский Союз, но уже Европа. Начав продавать там, легче распространить свою продукцию на остальную часть континента.

Мы запланировали Иран. Там много денег, хорошие отношения с Россией. Все туда хотят.

Запланировали СНГ — Армения, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан.

Собираемся в Монголию. С одной стороны, вроде бы далеко. Но там реально много денег. Там много полезных ископаемых, и гражданам платят за них ренту. Страна готова покупать.

Я уверен, что помогать предпринимателям с ведением внешнеэкономической деятельности необходимо. Понятно, что они и сами не сидят на месте. Но государство тоже должно этим заниматься. Во всех наших бизнес-миссиях предприниматели оплачивают лишь билеты и текущие расходы. Все остальные затраты, связанные с подбором партнеров, организацией выставок, переводчиками и т.д. берет на себя РИЦ. То есть это деньги Министерства экономического развития, деньги государства.

Поехать группой проще. Как самому отправиться в Берлин? К кому? Предприниматель будет звонить непонятно кому, и говорить, встретьте меня, пожалуйста? А мы знаем, с кем там взаимодействовать, чтобы достичь наилучшего результата. Мы этим занимались и будем заниматься.

Источник фото — ricpnz.ru

Похожие статьи