Внеклассное чтение: женщины у берега Рейна
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова

Не очень давно обсуждали с другом проблему некоей трудночитаемости немецких писателей (по крайней мере, для нас с ним). Припомнили разные произведения и авторов, которые «не пошли» у нас. И вдруг уже потом я вспомнила Генриха Белля, у которого мне нравилось буквально все.

11.jpeg

В «Женщинах у берега Рейна» практически при прочтении каждого предложения чуяла — мое! Такой, знаете ли, репортажный стиль у произведения, плюс диалоги-монологи словно в пьесе, подумалось, что «Женщин» хорошо бы слушать в формате аудиокниги.

О чем? Прочитав даже краткую биографию Белля, поймешь, что у писателя особые отношения с войной. Последний роман писателя посвящен ее отголоскам спустя 40 (!) лет после ее окончания.

Очень интересно было читать про рефлексии пожилых уже героев–немцев, их воспоминания о войне, они так непохожи с одной стороны на наши, советские воспоминания, но с другой стороны есть так много общего о боли, о сломанных судьбах.

Но вообще, прежде всего, это книга о лицемерии. Женщины с берегов Рейна, так или иначе упоминаемые в книге — практически единственные, кто противятся лицемерию, в то время как мужчины — политики, банкиры, дельцы, так или иначе все еще прячут секреты о старых связях с нацистами, а кое-кто и собственное нацистское прошлое. Женщины в книге более свободные, одухотворенные, я бы сказала — новые на фоне замшелых, завравшихся, заизображавшихся мужчин.

Есть, правда, один замечательный герой, который в один прекрасный день методично разрубил и сжег дорогущий рояль, на котором «с достоверностью в девяносто процентов играл сам Бетховен». Там вообще есть целая линия об этих дорогих роялях и некоем преступнике, который их уничтожает. Удачнейшая, как мне показалось, сатира и меткий выбор сакрального: для немцев музыка — штука особая с таким-то культурным наследием!

Спокойная, на первый взгляд, книга, которая открывает бездны эмоций.

Источник фото:www.mayo.ie


Похожие статьи