Внеклассное чтение: Самюэль Бьорк «Я путешествую одна»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Скандинавский детектив за последнее время практически стал отдельным жанром развлекательной литературы. И каждый раз, когда сталкиваешься с полетом мысли очередного автора из стран, лидирующих в рейтингах ощущения счастья, уровня жизни, комфорта, социальной защищенности, невольно задаешься вопросом о парадоксальности возникновения столь зловещих сюжетов.

7.jpg

А уж стражи порядка, психологи и прочие положительные герои оказываются на поверку самыми травмированными персонажами, едва ли уступающим по уровню рефлексий и диагнозов самым изощренным маньякам.

Говоря о книге «Я путешествую одна» можно сказать, что эти главные условия настоящего скандинавского детектива соблюдены. Зловещая находка в окрестностях Осло — тело шестилетней девочки, чисто и красивой одетой, со школьным ранцем и лентой вокруг шеи, на которой написано «я путешествую одна», повергает в ужас и полицейских, и общественность.

Через некоторое время становится понятно, что данное преступление открывает серию подобных. Справиться с непростой задачей поимки маньяка призван полицейский босс Хольгер Мунк, сколачивающий достойную команду, ключевым человеком в которой становится Миа Крюгер. Талантливая девушка-детектив, некоторое время назад решившая взять паузу не только в профессии, но и в проживании в крупном городе. Миа переехала на отдаленный остров, где планировала ни много, ни мало — покончить с собой не найдя в себе сил справиться с огромной душевной болью: Крюгер потеряла всех близких людей, но самое главное — сестру-близнеца.

План был картинно завязан на дате ухода из жизни сестры, было в нем что-то классически-демонстративное, практически как у рок-звезд: каждый день Миа принимала коктейль из антидепрессантов и алкоголя и в этой непроходимой нетрезвости практиковала философское сидение на берегу и внимание красотам фьорда. Вообще, многие скандинавские девушки, судя по литературе, кино, музыке — особы очень решительные, талантливые, самодостаточные, смелые, но при этом патологий у каждой из них — на толстую медкарту.

Скандинавские парни и мужчины, согласно опять же по представлениям из массовой культуры, чаще всего куда как более безобидны. Ну, при условии, конечно, что они не преступники, скандинавские авторы в маньяков обоих полов обычно вкладываются по полной.

Рассказывать о детективе всегда сложно, то и дело мысленно одергиваешь себя, дабы не выдать фабулу. Поэтому позвольте сосредоточиться на ньюансах. Чем хороша данная книга, так это национальным и социальным колоритом современной Норвегии. В наше время, наверное, любой автор развлекательной литературы изначально прицелен на мировую известность, а еще лучше и на кинематографичность сюжета, чтобы добиться популярности по всем фронтам.

В данном случае легко потеряться, если пользоваться только универсальными клише, глобализация вытравливает оригинальность. Видимо поэтому Бьорк щедро делится всем «самым норвежским» в своем тексте: фьорды, свитера, фамилия Мунк у главного героя, много алкоголя, толерантность, социальная устроенность, наличие группы поддержки на абсолютно любую форму девиации.

2.jpg

Однако во всем это и иронии хватает: ночной клуб трансвеститов описан как место скучноватое, комфортабельный дом престарелых по однообразию и пустоте существования его обитателей тоже скорее всего вызовет желание поживее провести свои последние деньки. Упоминается и кинофестиваль антинорвежских фильмов (я так понимаю, исключительно авторский вымысел, хотя...), на котором известные люди протестуют против съемок моря и чересчур эмоциональных сцен в национальном кино с целью его изменения.

Да и та самая лента на шее жертв с надписью «я путешествую одна» — не что иное, как в какой-то мере сарказм: одна из норвежских авиакомпаний предоставляет услугу — помощь детям, путешествующим без взрослых, им надевают специальную ленту с такой надписью. В данном случае такая лента оказывается на шее жертв, как издевка над мыслью о том, что все продумано, все под контролем.

Такое впечатление, что наличие огромного количества социальных институтов, объединений, образований в стране, немыслимое для нас и вроде бы очень полезное, только и существует для того, чтобы появлялись какие-то новые проблемы, а затем и закрывающие потребности в их решении новые социальные институты.

И немного об авторе. Фроде Сандер Ойен — норвежский музыкант, игравший в составе нескольких рок-групп. Он решил, видимо, четко разграничить сферы творчества, хотя под своим именем дебютировал и в качестве драматурга, но для дальнейшей литературной деятельности взял псевдоним Самюэль Бьорк. Дебют оказался очень удачным: книгу издали в 22 странах, она стала бестселлером, и Бьорк уже написал следующий роман с Хольгером Мунком и Мией Крюгер полицейскими в качестве главных героев. Не удвилюсь, если лавры Стига Ларссена со временем перейдут к этмоу парню,если он продолжит в таком же духе и в таком же темпе.

Источник фото: https://www.litres.ru, http://ahlanderagency.com

Похожие статьи