Внеклассное чтение. Мариша Пессл «Ночное кино»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Когда на обложке книги присутствуют слова о том, что перед нами — супербестселлер, одобренный обозревателями популярных глянцевых журналов, обычно ничего хорошего это не сулит. А когда вдруг обнаруживаешь, что автор к тому же — симпатичная блондинка, то автоматически начинаешь подозревать, что сейчас нам предложат историю какой-нибудь Золушки в поисках секса и любви в Большом городе. И как здорово, что штампы иногда не срабатывают, и симпатичные улыбчивые блондинки могут выдать очень увлекательный детективный триллер, да и книжные обозреватели глянца оказываются людьми, замечающими в поп-культуре лучшее.

56.jpg

Да, безусловно, «Ночное кино» — самый что ни на есть литературный продукт актуальной культуры, но все-таки есть в книге изюминка, которая подарит особенные ощущения людям, увлечённым ещё одним направлением искусства, а именно — кинематографом, несколько выделяясь в этом плане этой спецификой. Впрочем, простым любителям хороших детективных и мистических сюжетов читать данную книгу будет интересно.

О сюжете. Культовый режиссёр Станислас Кордова — личность в мире кинематографа особенная. Всего несколько раз за всю жизнь запечатлённый на фото, давший одно единственное интервью, (которое фанаты впоследствии зачитают до дыр), проживающий в собственном хорошо охраняемом огромном поместье, Кордова является автором около двух десятков «чёрных» фильмов, с безупречным саспенсом и пугающим натурализмом навсегда переворачивающих сознание зрителя.

За особую жестокость и чудовищность демонстрируемого на экране фильмы Кордовы стали запрещены к публичному показу, их не переиздавали и не тиражировали в цифровом виде, и даже защищённые от копирования DVD-носители с этими фильмами, выпущенные в разное время, остались в очень ограниченном количестве в руках коллекционеров.

У Кордовы по всему миру существует армия почитателей, называющихся себя «кордовитами», на их сайт могут попасть лишь проверенные фанаты, и опять же, избранным доступна информация о проходящих в обстановки таинственной жути ночных нелегальных киносеансах в самых разных уголках мира.

Актёры, снимавшиеся в этих фильмах, словно бы исчезают с радаров, кроме как съёмок у Кордовы в активе ни у кого не оказывается других ролей. О семье Кордовы известно немногое: несколько жён, одна из которых погибла в поместье на озере, другая стала наркоманкой и похоже сбрендила, сын Тео, которого режиссёр снял в нескольких своих работах и дочь Александра — красавица и умница, в подростковом возрасте — блестящая фортепианная исполнительница, которая к совершеннолетию неожиданно оставила музыкальную карьеру, а в 24 года покончила с собой. Именно с трагической гибели Александры начинается этот детективный роман.

Вольный журналист Скотт Макгрет решает провести расследование смерти Александры, ведь у него с Кордовой старые счёты: когда-то он пытался «нарыть» что-либо о частной жизни режиссёра, которого согласно предоставленной Скотту информации можно было подозревать в преступлениях против детей. Однако источник Макгрета оказался ложным, и культовый режиссёр через своих адвокатов буквально разрушил профессиональную карьеру Скотта, обвинив его в клевете.

Читатели могут быть уверены, что повествование пройдёт под знаком американских горок в плане перехода от рационального восприятия реальности к устойчивой вере в сверхъестественное и наоборот. Этот детективный триллер очень хорошо показывает, как закоренелый скептик может стать экзальтированным мистиком, и насколько это ( как это ни странно прозвучит) бывает в чем-то полезно для души даже тогда, когда аттракцион жизни вновь сделает виток к исключительно логичному.

66.jpg

Ещё одним интересным каждому читателю моментом безусловно является то, что книга в своём оригинальном издании была интерактивна (существовал специальный промо-сайт, где воспроизводился секретный сайт кордовитов, при наведении мобильного телефона на определённые строки в книге можно было либо услышать фортепианную игру Сандры, либо что-то ещё в этом духе — все это похоже на один из вариантов книг недалёкого будущего).

В переводном бумажном варианте «Ночное кино» пусть и не уникальна в оформлении, но пока ещё достаточно необычно выглядит: Макгрет ищет информацию на сайтах, и мы видим скрины сообщений в соцсетях и интернет-статей. Если кому-то из героев передают записку, то опять же читатели видит именно записку и.т.д.

А теперь о специфическом. Во-первых, о кино. Мариша Пессл очень точно и тонко уловила причуды и особенности сразу целой когорты культовых режиссёров современности. Кто только не приходил на ум, когда читала эту книгу: от гениального затворника Кубрика до Романа Полански с его тёмными историями по отношению к детям и чудовищной гибелью жены от рук Чарлза Мэнсона, от мастера пощекотать нервы Хичкока, славившегося своим отношением к актёрам, как к расходному материалу, до Дэвида Линча, каждый предмет в кадре у которого подвергается тщательному анализу на огромном количестве фанатских форумов и сайтов в Сети.

Кроме того, меня как журналиста очень увлекла тема журналистского расследования — очень важной составляющей этой книги. В нашей стране этот жанр переживает не лучшие времена и на примере этой книги становится вполне очевидно, почему это происходит. Никакое расследование невозможно без разговора со свидетелями, доступа к официальной информации (дружба с кем-то из правоохранительных органов тут очень пригодится) и необходимости то и дело прибегать к услугам специалистов в самых разных областях. Мы в общем-то тоже достаточно давно живём при капитализме, поэтому не стоит удивляться, что свидетели становятся гораздо разговорчивее, если им посулить несколько крупных купюр.

Друзей из официальных структур тоже вполне логично хотя бы обедом угостить, спонтанную погоню за подозрительным человеком или поездку инкогнито лучше совершать на такси, впрочем своя машина журналисту в наше время тоже очень нужна. А если вдруг надо экипироваться? А вдруг срочно надо попасть на серый сайт, а собственных познаний хватает только на то, чтобы запустить браузер? Даже самый убедительный, стрессоустойчивый и физически подготовленный журналист может столкнуться с необходимостью проявить чудеса выносливости. И, да, у журналиста, который готов копать под самых влиятельных людей мира сего, не должно быть семьи, детей, как у Штирлица во избежание шантажа и давления.

Если сопоставить журналистские гонорары и все подобные затраты, что-то, знаете ли, не стыкуется. Это и в отношении американского журналиста сомнительно, кстати. Да, за сенсацию могут заплатить, но тот же Макгрет ведь оказался на обочине профессии, он в разводе, финансово нестабилен, а отстегивает купюру за купюрой почти на каждой странице. В чем же секрет?
И все же текст (который не отпускает настолько, что ты внимателен к каждому слову) дал ещё одну зацепку помимо теоретически возможных тайных накоплений и сваливающихся на голову наследств. В одной из ситуаций Скотт пережил некое напряжение от того, что гость сомнительной вечеринки был очень похож на «его биржевого маклера». Бинго!

Так что, судя по всему идеальный журналист на расследовании любого рода мало того, что должен хорошо писать — он ещё и одинок ( хотя может по щелчку стать душой компании), отчаянно смел, неприхотлив, мобилен и имеет хорошего биржевого маклера.
Источник фото: http://irecommend.ru/content/nochnoe-kino-marisha-pessl ,https://alchetron.com/Marisha-Pessl-325046-W

Похожие статьи