Внеклассное чтение: Генри Джеймс «Поворот винта»
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Генри Джеймс, признаюсь, один из самых любимых моих писателей. Во всем мире его произведения получили признание за тонкий психологизм, умение зорко наблюдать за людьми и рассказывать об увиденном с необыкновенным чувством стиля. До романа «Поворот винта», тем не менее, руки никак не доходили, в основном из-за того, что уже достаточно давно посмотрела одну из экранизаций произведения (а всего их 9, кроме этого сюжет настолько популярен, что прославленный композитор Бенджамин Бриттен написал по сюжету «Поворота винта» оперу). Фильм был очень хорош, я подумала, что программное произведение можно, таким образом, и отложить, оставив время на чтение чего-то другого.

1.jpg

Но тут «Поворот винта» попадается мне в руки и становится ясно: все оказывается совсем не так, как запечатлелось в сознании. Запутанная история становится еще более запутанной. Роман достаточно сильно отличается от прочих произведений Джеймса, это самая настоящая мистика, это ангелы и демоны, рождающиеся в первую очередь в головах, а не являющиеся за хорошее или плохое поведение согласно штатному расписанию.

Остающийся неизвестным читателю некий лондонский богач после смерти младшего брата и его жены становится опекуном двух малолетних племянников: Майлза и Флоры. Детей он отправляет в свою загородную усадьбу и нанимает для занятий с ними молодую гувернантку. Джентльмен ставит условие, что ни при каких обстоятельствах она не должна его беспокоить — ни просьбой, ни жалобой, все возникающие проблемы должна решать сама или при помощи находящихся в усадьбе слуг. За то девушке было обещано приличное жалование и возможность достаточно свободно ощущать себя в большом доме. Девушка соглашается на все условия. Приехав в усадьбу, она совершенно очаровывается своей юной воспитанницей, через некоторое время появляется и мальчик, которого по непонятной причине исключили из школы. Вместо того чтобы выяснять причины, по которым это произошло, гувернантка всем сердцем привязывается к мальчику и решает взять на себя его обучение.

Ну а то, что происходит дальше, можно трактовать совершенно по-разному. Джеймс не дает четких ответов, что же было на самом деле. Мы лишь слушаем рассказ самой девушки, которой хочется поначалу и сопереживать, и верить, однако на определенном этапе начинаешь сомневаться в том, что она говорит правду, хочется посмотреть на ситуацию другими глазами, а иных четких свидетельств происходящего нет как нет.

Их приходится собирать буквально по крупицам: оговорки, зацепки, прямая речь окружающих, переданная ее устами, в общем, иной взгляд способен сформироваться только одним способом: мы, читатели, работаем сами. Мы строим умозаключения, включаем воображение, затем логику, затем все сразу и пытаемся понять, что стоит за всем описанным в книге. Литературоведы давно подсуетились и дали этому приему название «Ненадёжный рассказчик». Привычной игры по правилам нет, автор свободен от обязанности рассказывать о происходящем объективно.

Призраки, их существование — вообще тема специфическая. Для кого-то и небольшой шорох о чем-то свидетельствует, для другого даже заговоривший мертвец — непременно подозрительный субъект, которого необходимо вывести на чистую воду. Степень экзальтированности человека является в данном случае ключевым определяющим фактором.

Образы мертвых людей, имевших отношение к усадьбе и детям, с одной стороны не могли возникнуть из ниоткуда, ведь юная гувернантка никогда не видела их ранее. Но почему же их не видят другие, может быть все они в сговоре с потусторонней силой?

Честно говоря, даже увлекаясь теми или иными мистическими сюжетами, я до конца ни в какую «потусторонность» не верю. Но в том, что собственное воображение может завести нас в такие дебри, что и представить страшно, абсолютно уверена. Иногда, создавая некий образ человека и твердо уверовав в созданное, мы не понимаем, что это на самом деле за человек — какие у него потребности, о чем он думает, что ему нужно. Мы-то уже все знаем, мы все решили и за себя, и за него. В связке «родители-дети» такая история наиболее распространена. Еще достаточно часто нас ослепляет любовь, привязанность, так и хочется закрыть глаза на очевидное и вдохнуть жизнь в невероятное. Насколько враждебным кажется мир, который вдруг уходит из-под контроля, насколько невыносим звук рвущегося шаблона, особенно для людей впечатлительных. Призраки пачками возникают из ничего, стоит только реальности оказаться не такой, какой бы нам порой хотелось. Как сложно иногда задать ближнему какой-то вопрос, заранее проиграв в голове все возможные ответы и не найдя их устраивающими нас.

Именно об этом в большей степени заставляет задуматься «Поворот винта», какой-то неочевидный ужас сквозить в каждой строке, читателю странно и страшно, потому что «ненадежный рассказчик» в любом случае говорит о вещах жутких. Вариантов-то всего два — либо привидения действительно были, либо на наших глазах происходит распад личности. И еще неизвестно, что страшнее.

Источник фото: http://www.famousauthors.org/


Похожие статьи