Внеклассное чтение: дневная красавица
Татьяна Мажарова
Татьяна Мажарова
Как безжалостно, как удушающе жутко описывает автор происходящее с героиней! Как страшно оказаться на её месте, как болезненно она продирается сквозь незнакомые ощущения, спотыкается, падает, снова встаёт, идёт наощупь, в темноте. Это не путь героя, не путь к свету, это в данном случае — путь к себе, а света в конце тоннеля никто не обещал. Сам тоннель иногда может оказаться конечным пунктом.

13.jpg

Книга «Дневная красавица» стала скандалом 1928 года, одноимённый фильм Луиса Бунюэля — скандалом 1968-го. Казалось бы, с тех пор многое изменилось, однако до сих пор сюжет воспринимается неоднозначно.

Молодая утонченная красавица Северина имеет, казалось бы, все для счастья: положение, деньги, возможность легко и беззаботно проводить время, прекрасного любящего, заботливого и взаимно любимого супруга. Для идеальной картины не хватает небольшого фрагмента: любовь супругов Серизи слишком красива и чиста, а вот с интимной стороной есть проблемы. Северина не может обнаружить в себе настоящей плотской страсти по отношению к мужу. Она вообще до определённого момента не знает, что подобные ощущения существуют.
Все случайности не случайны: в светской болтовне с подругой она узнает об истории одной женщины, которая наведывается в публичный дом и продаёт себя. Возможность подобного поражает Северину до глубины души, но не в плане священного ужаса перед грехом, перед тем, что правильно, а что нет, а по иным причинам: девушка видит в этом возможность познать себя и свою природу.

Вскоре она решается на мучительно трудный, но неотвратимо манящий её поступок и оказывается в доме свиданий, начинает заниматься проституцией. Причём исключительно днем, к приходу мужа с работы она непременно должна быть дома, за что и получает прозвище от хозяйки борделя — Дневная красавица (а то, что от автора героиня получила имя Северина — явно заставляет вспомнить о «Венере в мехах»).

Что перво-наперво поселяется в душах людей, знакомящихся с таким содержанием книги? Я так и представляю себе целый список негативных эмоций: отторжение, осуждение, отвращение, стремление поставить клеймо и прочее.

На мой же взгляд, эта пронзительная книга в первую очередь — о страхе и зависимости. Страх самопознания и возможный вариант развития событий — зависимость от полученных знаний в «Дневной красавице» представлены очень ярко.

Как безжалостно, как удушающе жутко описывает автор происходящее с героиней! Как страшно оказаться на её месте, как болезненно она продирается сквозь незнакомые ощущения, спотыкается, падает, снова встаёт, идёт наощупь, в темноте. Это не путь героя, не путь к свету, это в данном случае — путь к себе, а света в конце тоннеля никто не обещал. Сам тоннель иногда может оказаться конечным пунктом.

Другая основополагающая тема — несовместимость людей. Насколько редко на самом деле встречается союз по-настоящему подходящих друг другу партнеров, насколько условности и устоявшиеся модели поведения мешают раскрываться тому, что составляет сущность каждого человека. Какая же все-таки это трагедия: не быть собой, быть кем-то другим — удобным, понятным, комфортным. У меня есть твёрдое убеждение, что именно об этом говорит Кессель с читателем, что секс и сексуальность — не цель в данном случае (написать книгу о сексуальных девиациях, всех поразить и прославиться!), а средство, ведь именно секс является одной из наименее защищённых от лжи областей человеческой жизни. Если худо-бедно можно попытаться обмануть партнёра, опять же для соблюдения принятой социумом стратегии благополучия, то себя обмануть практически невозможно.

Честно говоря, я удивилась — насколько непорочным, изысканным языком описаны сцены, которые могли бы стать грязными, шокирующими и отвратительными. «Дневная красавица» при всём своём сомнительном на первый взгляд сюжете лишена порнографических подробностей, в ней отсутствует пошлость.

Зато есть немало сюрпризов. На определённом этапе возведённая в абсолют психологичность вдруг становится нуаром, обрастает признаками криминальной драмы и триллера. Даже за голову хватаешься, понимая, что Кессель заманил тебя, читателя в хитрую ловушку: что, думали, тема проституции — это только экзистенциализм и терзания? Очнитесь, это ещё непременно и обычная история об элементарном риске оказаться ограбленной, избитой, втянутой в сомнительные дела, и даже смерть в случае выбора такого пути может настигнуть гораздо быстрее и прозаичнее, чем ты себе надумываешь.

Концовка романа соответствует каноническим представлениям о справедливости всех тех, кто в течение книги или фильма испытывает к героине резкую антипатию.

Но, на мой взгляд, кара небесная тут ни при чём. Любая сильная зависимость, мания ведёт к катастрофам. Человек не может остановиться, он становится все более алчным, изощрённым и отчаянным в поисках хотя бы отголосков полученного когда-то удовольствия и совершенно теряет способность достигать гармонии, что, собственно отправляет все плоды самопознания коту под хвост.

И, что называется, неожиданный бонус. Совершенно о другом. Биография писателя Жозефа Кесселя оказывается захватывающей историей и вызывает желание непременно познакомиться с другими его произведениями.

Источник фото: www.lefigaro.fr/livres


Похожие статьи